Историю о засыпающем таксисте Autonews.ru рассказала одна из читательниц, которая пользуется сервисом «Яндекс.Такси». Все произошло в пять часов утра по пути из аэропорта Шереметьево.
«Я села рядом с водителем, друзья — сзади. Тут я увидела, что таксист незаметно уснул и вывез нас на встречную полосу. Я едва успела отвернуть руль вправо, после чего мы съехали на обочину. Водитель начал кричать, что мы его напугали. Но я совершенно уверена, что он уснул и мы из-за него чуть не попали в аварию на встречке, — вспоминает собеседница. — Мы вызвали другого водителя и сообщили о произошедшем в «Яндекс.Такси». Там пообещали, что вернут деньги за поездку, заблокируют водителя и, если мы будем жаловаться в полицию, предоставят все данные о таксисте в правоохранительные органы. Но стоит ли в таком случае жаловаться в полицию и на что? А наш водитель уехал, и я до сих пор боюсь, что он мог в это же утро попытаться устроить новую аварию».
На вопрос о том, блокируют ли сервисы засыпающих таксистов в «Яндекс.Такси», Autonews.ru ответили, что такие решения зависят от того, сколько времени водитель провел за рулем.
«Наши алгоритмы отключают водителей от заказов «Яндекс.Такси», когда они слишком долго работают на линии, — рассказали в пресс-службе сервиса. — Однако таксопарки сотрудничают не только с нами, но и с другими сервисами заказа такси. У нас нет возможности контролировать, что делает водитель, когда не выполняет наши заказы: он может отдыхать, а может принимать заказы других агрегаторов или работать «от борта».
Представитель агрегатора рассказал, что еще в 2018 г. компания обратилась к другим сервисам с предложением наладить обмен данными для контроля времени работы водителей.
«5 апреля мы объявили о старте запуска этого направления. Сейчас мы находимся на этапе тестирования технического протокола, согласно которому мониторинг будет идти в режиме реального времени. Тесты идут в Москве, Московской области, Ярославле. Позднее они начнутся и в других регионах. Это первый пример практической реализации такой инициативы коммерческими компаниями. Проект очень сложный технологически, потому что у разных компаний разная IT-инфраструктура», — уточнил собеседник.
В то же время в «Яндекс.Такси» обращают внимание на то, что водитель может заступать на линию уже уставшим — например, после рабочего дня в любой другой сфере. Чтобы исключить такие случаи, в компании разработали камеру для мониторинга усталости и внимания водителя — Yandex Signal Q1. Это устройство анализирует уровень внимания водителя на дороге с помощью технологий компьютерного зрения.
«Камера не больше смартфона или видеорегистратора, ее можно легко разместить в салоне любого транспорта: личный автомобиль, автобус, метро, такси, грузовик. Устройство работает в реальном времени и отслеживает 68 точек на лице водителя, чтобы мониторить направление его взгляда, поворот головы и частоту моргания, — рассказали представители сервиса. — В случае когда водитель отвлекается от дороги, а алгоритм обнаруживает признаки усталости или сонливости, камера подает специальный сигнал. Массовая установка таких камер в автомобилях, выполняющих заказы сервиса, запланирована на 2019 год».
Юрист Сергей Смирнов советует тем пассажирам, у которых есть сомнения насчет адекватного состояния их таксиста, сразу же звонить в полицию.
«Если водитель ведет себя странно, у вас есть подозрения, что он пьян или засыпает, не нужно устраивать никакой самодеятельности и пытаться самому его задержать, — объяснил Смирнов. — Выходите из автомобиля, сообщите оператору через приложение, что к водителю есть вопросы, и параллельно позвоните в службу 112. Сообщите, что именно вам показалось странным, госномер и марку автомобиля. Вашу жалобу передадут сотрудникам ДПС, таксиста остановят, проверят, есть ли проблемы, и при необходимости отстранят от управления транспортным средством.
Ситуации, когда ошибки таксистов приводят к ДТП, тоже не редкость. В начале июля в Москве водитель такси не справился с управлением, и машина, в которой ехала пассажирка, рухнула в реку Яуза. Выбираться водителю и ехавшей с ним девушке пришлось по лестнице. Случается, что таксисты возят пассажиров и устраивают аварии в пьяном виде — так, весной в Москве в результате 10-дневного рейда инспекторы ГИБДД задержали 119 нетрезвых водителей такси. При этом лишь с недавнего времени агрегаторы такси стали нести ответственность за безопасность пассажиров и начали страховать их жизнь и здоровье. Сумма ограничена 2 млн рублей.
«С 1 декабря 2017 г. «Яндекс.Такси» начало страховать жизнь и здоровье водителей и пассажиров на время поездки, — рассказали в пресс-службе «Яндекс.Такси». — Программа страхования работает во всех регионах присутствия сервиса в России, максимальная сумма компенсации для одного пользователя — 2 млн рублей. Страховка автоматически распространяется на все поездки, заказанные через «Яндекс.Такси», на всех находящихся в салоне лиц. Это касается и водителя, и всех пассажиров. Например, поездку заказал один человек, а едут трое — застрахованы все. В случае аварии мы помогаем связаться со страховой компанией и получить компенсацию. На практике в 98% случаев пользователи и водители получают страховые выплаты», — рассказали в пресс-службе «Яндекс.Такси».
В свою очередь юрист Сергей Смирнов считает, что если суммы страховки не хватило, пассажиры имеют полное право требовать компенсации затрат на лечение и за морально-нравственные переживания с агрегатора.
«Вред здоровью компенсирует страховая компания по договору ОСАГО, — объяснил эксперт. — Но кроме этого есть и другие затраты, которые не связаны со здоровьем. Это могут быть нравственные и моральные страдания, за которые можно требовать возмещение морального вреда. Также стоит обращаться в суд, если выплаченной по страховке суммы просто не хватило. Но суд будет сложным. У водителей, как правило, за душой ничего нет, а случаи, когда вред покрывают сами агрегаторы, пока единичные. Но, на мой взгляд, если заказ предоставляет агрегатор, то он должен нести полную ответственность».
Активистка Елена Гращенкова называет такси в России одним из самых опасных видов общественного транспорта. Гращенкова стала первым клиентом такси, в пользу которого после ДТП с участием такси суд постановил, что возмещение должно быть выплачено самим агрегатором, а не перевозчиком. Именно после долгих судов с активисткой «Яндекс.Такси» начало страховать пользователей сервиса. С тех пор активистка занимается консультированием и поддержкой пострадавших в происшествиях с таксистами. Она рассказала, что одна из частых проблем — агрессия со стороны таксистов, которые иногда даже нападают на своих клиентов.
«Одна девушка после нападения на нее водителя обратилась к агрегатору и получила ответ, что они ни за что не отвечают, — написала Гращенкова в сообществе «Синие ведерки».
Год потерпевшая пыталась добиться, чтобы водителя наказали, но ее направляли по ложным путям. Важно понимать, что пассажир такси получает коммерческую услугу. И что ответственность за эту услугу несет та компания, которая продала ее от своего имени. Право граждан на безопасную и качественную услугу охраняется законом о защите прав потребителя. Если на вас совершили нападение в автомобиле такси, алгоритм действий таков: сделайте скриншот информации о поездке, напишите заявление в полицию, получите справку о побоях или физических повреждениях. Далее просчитайте ваш ущерб — физический и моральный — в деньгах. После направляйте претензию туда, где заказали услугу, и копии всех полученных документов. Параллельно участвуйте в уголовном процессе с водителем. Это станет преюдицией в гражданском процессе против агрегатора, если он не ответит на вашу претензию».