«К концу года мы выпустим на дороги Москвы и Татарстана больше 100 наших машин на автопилоте», — рассказывает директор по развитию беспилотных автомобилей «Яндекса» Артем Фокин, добавляя, что сегодня только в этих регионах по дорогам общего пользования может ездить такой транспорт.
Мы прогуливаемся вдоль огромной асфальтовой площадки, на которую нанесена разметка, имитирующая городские улицы. Любой, кто окажется здесь, будет шокирован: почти полтора десятка Toyota Prius без водителя и пассажиров внутри разъезжают по площадке, придерживаясь разметки, соблюдая знаки и притормаживая перед светофорами.
Этот полигон неподалеку от подмосковного Михнево появился у «Яндекса» относительно недавно. В ноябре прошлого года правительство приняло решение об опытной эксплуатации автоматизированного транспорта на территориях Москвы и Республики Татарстан, но к выходу машин на городские улицы необходимо было как следует подготовиться.
Вот почему все беспилотники, которые сейчас можно встретить на обычных дорогах, проходят здесь финальное тестирование. Причем в так называемой смешанной реальности, когда на маршруте программно создаются виртуальные препятствия вроде выбежавшего на дорогу пешехода или лихача, проскочившего на красный. Именно поэтому некоторые машины вдруг резко перестраиваются и возвращаются в полосу движения, объезжая невидимые преграды.
«Сейчас у нас здесь катается 14 машин, но бывало, что на полигоне одновременно находилось более 20 автомобилей. И никаких внештатных ситуаций не возникало, — продолжает мой собеседник. — Они катаются круглосуточно, а мы собираем данные. В принципе, если инженеры перестанут следить за ними с пульта управления, то машины будут ездить, пока не кончится бензин».
Помимо автомобилей «Яндекс» на полигоне учит ездить и специальных водителей беспилотников. По дорогам общего пользования автономные машины курсируют не пустыми, а с дежурным водителем-инженером, который в случае внештатной ситуации должен немедленно взять управление на себя.
Правила для работы в качестве резервного водителя беспилотника весьма просты. Ногу необходимо держать на педали тормоза, ни в коем случае не перекладывая на газ. Руки должны лежать на коленях ладонями вверх, чтобы в случае аварийной ситуации сразу можно было быстро схватиться за руль. Дальше все зависит от скорости реакции, а она тренируется экстремальными ситуациями, которые искусственно создаются инструкторами в процессе обучения.
Попробовав себя в роли водителя-ученика, я успел как следует испугаться, когда вместо предполагаемого поворота направо машина поехала налево, да еще и по встречной полосе. Но стоило лишь слегка дернуть руль, как автопилот тут же отключился и передал управление автомобилем в мои руки. Мгновенное отключение электроники — одно из главных требований разработчиков, потому что они и сами очень не хотят, чтобы сюжеты из книг Айзека Азимова вдруг стали реальностью.
Первый беспилотник «Яндекса» появился на дорогах Москвы еще в конце 2017 года. В прошлом году автономные Toyota Prius начали ездить в Сколково и Иннополисе. А с мая нынешнего года по Москве ездит уже пять машин, и их число постоянно растет.
Беспилотный Prius оснащен четырьмя лидарами, шестью камерами и шестью радарами. На экран в центре консоли выводится вся полученная машиной информация об объектах на дороге и рядом с ней. В «Яндексе» утверждают, что за время тестов машины ни разу не побывали в ДТП.
Завершить испытания и представить полностью готовое решение в компании планируют в течение ближайших двух лет. В теории с этого момента можно будет запускать коммерческую эксплуатацию беспилотного такси, но правительство едва ли успеет легализовать тему автономных автомобилей в столь короткие сроки. А вот водителей-инженеров на полигоне «Яндекса» обучать уже не придется.