В сентябре откроется осенняя сессия Государственной Думы. За четыре месяца перед зимними каникулами депутатам предстоит рассмотреть множество законопроектов, некоторые из которых могут серьезно изменить жизнь российских автомобилистов. Речь идет о борьбе с пьяными водителями, глобальных изменениях в системе ОСАГО и возможном ужесточении скоростного режима.
Законопроект о регулировании деятельности такси разрабатывается уже около шести лет. За это время он неоднократно менялся, и к осенней сессии в него снова внесли коррективы. Самое главное нововведение — запрет на таксомоторную деятельность без российских водительских прав. Работать в такси запретят водителям, имеющим судимость за особо тяжкие преступления. Не смогут зарабатывать извозом и автомобилисты, лишенные прав в течение последнего года. В случае если нелегальный таксист станет виновником ДТП, ответственность также ляжет на его руководство.
В свою очередь, регионы получат право проводить дополнительную аттестацию водителей. Речь идет о тесте на ориентирование в городе и о знании наиболее значимых объектов региона. Кроме того, все автомобили такси необходимо будет оборудовать тахографами для контроля режима труда и отдыха водителей. Юрлицам для получения разрешения на таксомоторную деятельность необходимо будет представить справку о наличии парковочных мест, где водитель может оставить машину после смены, а также документы, подтверждающие возможность проведения медосмотров таксистов.
Для водителей, которые покинули место ДТП при отсутствии серьезных последствий, придумали новые санкции. Таких автомобилистов депутаты от ЛДПР предлагают штрафовать на 10 тыс. рублей. Таким образом, наказание за побег с места ДТП может смягчиться. Сейчас сбежавшего водителя могут лишить прав на срок до полутора лет или арестовать на 15 суток.
Лишение прав из закона не исчезает, а денежный штраф будет назначать суд в зависимости от обстоятельств инцидента. Авторы инициативы утверждают, что нередки случаи, когда водитель может не знать, что он покидает место ДТП. Такое может случиться на парковке или на дороге с высоким уровнем шума. Кроме того, водитель может покинуть место ДТП в случае, если пассажир получил травму и нуждается в медицинской помощи.
Минфин предложил очередной пакет поправок к ОСАГО. Революционными можно назвать планы отказа от двух коэффициентов — мощности и регионального. Вместо них предлагается при расчете стоимости полиса учитывать стиль вождения: нарушение правил, резкость торможения и перестроения, частоту и длительность использования машины. Фиксировать эти параметры планируется с помощью специальных телеметрических устройств, которыми укомплектуют автомобили.
Базовые ставки тарифов предлагается устанавливать для водителей в индивидуальном порядке. Страховщикам хотят дать право самим рассчитывать стоимость исходя из личностных характеристик автомобилиста — например, учитывая количество штрафов за грубые нарушения ПДД. При этом законопроект сохранит ограничения на минимальный и максимальный размеры страховых тарифов. Также в России может появиться несколько типов полисов с различными лимитами выплат, например в 1 млн и 2 млн рублей. Кроме того, у водителей появится право получать страховку на срок до трех лет.
Этой осенью парламентариям придется заново разбираться в габаритных размерах парковочных мест. В Росстандарте успели подготовить новый стандарт парковок, который будет стимулировать россиян пользоваться в городах малолитражками, а также даст возможность создать парковки на узких улицах. Так, длина новых парковочных мест должна составить 5,5 м, а ширина — 2 м вместо нынешних 5,3 и 2,5 м соответственно. Это касается тех стоянок, которые расположены вдоль дороги.
Инициатива Росстандарта уже вызвала противоречивую реакцию в Госдуме. Депутаты увидели в этом предложении желание собрать еще больше денег за счет уплотнения парковочных мест и спрогнозировали увеличение количества мелких аварий в случае одобрения нового стандарта. В ГКУ «Центр организации дорожного движения» (ЦОДД), напротив, считают, что уменьшение габаритов поможет организовать дополнительные места для стоянки автомобилей.
Наказание для водителей, которые позволяют себе сесть за руль пьяными, могут ужесточить в ближайшее время. С различными предложениями по этому вопросу уже выступали многие депутаты и некоторые ведомства. Наиболее радикальные методы предлагает МВД — конфискацию автомобилей у нетрезвых водителей.
Эта инициатива пока не обрела статус законопроекта, однако уже нашла поддержку у Дмитрия Медведева. Правда, премьер считает, что забирать машины следует только у автомобилистов, попавших в ДТП в состоянии алкогольного опьянения. Обсудить этот вопрос Медведев предложил депутатам в ходе осенней сессии.
Осенью в Госдуме будет представлен новый законопроект, позволяющий упростить процедуру оспаривания штрафов ГИБДД. Парламентарии предлагают разрешить автомобилистам отправлять жалобы на постановления без личных визитов в полицию — для этого водителям достаточно будет зайти на сайт госуслуг. Также законопроект предусматривает возможность в режиме онлайн обжаловать и решения судов по административным делам в вышестоящих инстанциях.
После критики Владимира Путина на рассмотрение в Госдуму поступило сразу несколько инициатив, направленных против установки камер-треног на российских дорогах. Так, депутаты ЛДПР предлагают полностью запретить частные камеры. По их мнению, многие недобросовестные владельцы в целях увеличения штрафов некорректно устанавливают комплексы по отношению к дороге либо искусственно увеличивают показатель погрешности.
В свою очередь, вице-премьер РФ Максим Акимов предложил регионам перестать высчитывать объем вознаграждений для обслуживающих дорожные камеры компаний исходя из числа выписанных штрафов. Ожидается, что рассмотрение этого предложения состоится осенью. При этом такая система коснется только новых концессий — действующие соглашения изменения не затронут.
Осенью начнется очередной раунд обсуждений вопроса о снижении порога нештрафуемого превышения скорости. Впервые о таком нововведении рассказал заммэра Москвы Максим Ликсутов, позже инициативу поддержали в ГИБДД. При этом в Госавтоинспекции считают, что ввести ужесточение следует не ранее чем через два года, когда ведомство проведет полную ревизию дорог в стране и определит оптимальный скоростной режим на каждом участке.
На данном этапе предложение властей не нашло поддержки в комитете Госдумы по транспорту и госстроительству, который выступил против снижения нештрафуемого лимита превышения скорости с 20 до 10 км в час. В комитете считают, что сначала на трассах необходимо провести проверку дорожных знаков и региональных систем фиксации нарушений. К проверкам хотят подключить Генпрокуратуру и Счетную палату.