Крупнейший в России агрегатор «Яндекс.Такси» начал тестировать возможности запрета вызова автомобилей по нужным пользователям адресам. Клиенты не смогут заказывать такси в те точки, где запрещена стоянка или остановка. Дело в том, что из-за роста количества камер фотовидеофиксации в Москве и особенностей разметки оказалось, что водителям постоянно приходилось нарушать ПДД, чтобы забрать или высадить пассажиров.
Самим таксистам отказ от даже гарантирующего штраф заказа грозил снижением рейтинга и дальнейшей блокировкой в сервисе. Поэтому водители вынуждены были осознанно идти на нарушения либо вообще не работать в центре. Напомним, на большинстве улиц нарушение, предусмотренное ч. 5. ст. 12.16 КоАП «Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги», фиксируют видеокамеры. Если в Москве водитель остановится более чем на 10 секунд под запрещающим знаком, ему придет штраф в 3 тыс. рублей. Штраф за остановку в зоне действия знака «Остановка запрещена» (3.27) в Москве и Санкт-Петербурге составляет 2,5 тыс. рублей.
Как рассказали Autonews.ru в «Яндекс.Такси», создавшуюся проблему начали решать техническим способом. Одной из самых проблемных улиц в плане посадки и высадки пассажиров оказался Новый Арбат: специальных остановок, где можно это сделать, не получив штраф, там практически нет. Поэтому именно с этой локации и началось тестирование. На проблемы с вызовом уже обратили внимание в соцсетях пользователи такси, которым система предложила пройти по другому адресу, чтобы заказать машину.
«В этой зоне на Новом Арбате запрещена остановка автомобилей, включая такси. Установленные в этой зоне камеры фиксируют даже 10-секундные остановки, — объяснили в «Яндекс.Такси». — Поэтому мы протестировали технологию, которая предлагала пользователям, вызывающим машину на Новый Арбат, ближайшую точку с разрешенной остановкой для посадки и высадки пассажиров. Сейчас тестирование приостановлено, мы рассматриваем разные варианты решения, которое позволит водителям и пассажиром находить друг друга в зонах, где остановка такси ограничена. Ситуация с остановками в центре много обсуждалась этим летом. Таксопарки начали диалог в комитете по транспорту Московской торгово-промышленной палаты, мы их поддержали. Насколько нам известно, также обсуждались специальные условия работы таксистов в зонах ограничений».
О том, насколько вероятно скорейшее внедрение такой практики на ряде московских улиц, в «Яндекс.Такси» не ответили.
Руководитель Центра компетенций Международного Евразийского форума «Такси» Станислав Швагерус считает, что компромиссное предложение «Яндекс.Такси» сможет решить проблему лишь частично. Также он не исключил возможности конфликтов между водителями и клиентами из-за неожиданных неудобств.
«Для агрегатора это решение можно назвать выходом из сложившейся ситуации, оно не скажется на доходности или развитии сервиса, — считает эксперт. — С точки зрения таксистов, получается, что решается проблема вызова под камеру и знак. Но такими темпами может получиться, что для вызова такси закроют весь центр — уже сейчас там много улиц, где невозможно найти место для остановки. А камер, как мы понимаем, будет появляться все больше. Кроме того, у нас же есть не только «Яндекс.Такси». Как эту проблему решать другим участникам рынка? И что делать с высадкой пассажира? Представьте себе клиента, которого отказываются высаживать по нужному ему адресу и которому еще предлагают дополнительно поездить в поисках разрешенной точки. Так и недалеко до конфликтов — люди могут торопиться, перевозить что-то тяжелое или ехать с детьми или пожилыми людьми».
Эксперт настаивает, что единственным решением проблемы может стать только изменение стандартов работы камер фотовидеофиксации. Сейчас фиксация по большинству адресов происходит через 10 секунд, в то время как представители таксопарков и даже агрегаторы считают, что это «нештрафуемое» время для автомобилей такси нужно продлить до трех минут, достаточных для посадки или высадки.
«Городские власти приучили людей к тому, чтобы они пересели на такси, потому что это удобно. А теперь, когда в городе не оказалось мест для посадки и высадки, на имидже такси как удобной альтернативы личному транспорту может быть поставлен крест. В соцсетях реагируют на подобные запреты вызова автомобилей весьма негативно, — говорит Швагерус. — Есть простое решение — перенастроить камеры, чтобы они выписывали штрафы для такси только через три минуты. Это можно сделать в рамках городского администрирования, и такой метод широко используется в международной практике. Сейчас Центр организации дорожного движения установил этот 10-секундный лимит, но чем он обусловлен, никто не объясняет. Никаких новостей со стороны города по нашему предложению пока нет. Однозначно такое решение не будут принимать до выборов в Мосгордуму, но осенью мы надеемся на прогресс в переговорах с властями».
В свою очередь, глава профсоюза «Таксист» Ярослав Щербинин рассказал, что выделенных городом стоянок для такси не хватает. При этом их, по словам эксперта, чаще всего занимают водители премиальных автомобилей.
«Пассажир должен получать качественную услугу, но при этом к водителям такси нельзя предъявлять повышенных требований, тем более вынуждать их нарушать ПДД и подводить под штрафы ради собственного комфорта, — считает Щербинин. — Мы надеемся, что в дептрансе все-таки пойдут на компромисс и дадут таксистам «нештрафуемые» три минуты. Сейчас чиновники говорят, что таксистам выделены отдельные остановки, но их мало. К примеру, в районе Тверской есть всего две таких стоянки, этого же недостаточно для такой оживленной улицы. Такие остановки в центре должны быть через каждые 500–800 метров. А главная проблема в том, что их часто занимают дорогие автомобили, разные Maybach и Rolls-Royce с закрытыми бумажками госномерами. И оказывается, что встать негде».
Эксперт также пожаловался, что рядом с важными местами притяжения движение организовано таким образом, что подъехать к ним на такси без штрафа просто невозможно. «Возьмем посольство США — прямо перед заездом туда в туннеле расположена остановка общественного транспорта, но установлен знак 3.27 и работают камеры, — приводит пример Щербинин. — Клиенты часто просят высадить их там, а вместо этого приходится накручивать круги, чтобы найти точку, откуда не прилетит штраф».
Один из авторов обращения в департамент транспорта Москвы о возможном продлении «нештрафуемого» периода для таксистов до трех минут Марат Аманлиев поддержал идею запрета вызова такси в определенные точки.
«Первое время пассажиры будут возмущаться из-за того, что у них может не получиться вызвать такси в нужную точку и до разрешенной зоны придется прогуляться. Но со временем к этому все привыкнут», - считает эксперт.
Между тем в департаменте транспорта уже несколько раз заявляли, что не могут установить льготный режим работы камер фотовидеофиксации для таксистов.