Пока одни водители послушно плетутся в потоке, другие решают сократить время поездки и объехать пробку справа. Это не только значительно тормозит весь поток, ведь рано или поздно в свой ряд придется возвращаться, но и, по словам инспекторов ГИБДД, создает аварийные и конфликтные ситуации на дорогах. На обочине может оказаться фура, сломанный автомобиль или велосипедист. Большинство камер фотовидеофиксации уже научились распознавать это нарушение, но установлены они далеко не везде, и водители этим пользуются.
На такой проблемный участок на Ярославском шоссе в районе подмосковного города Пушкино мы отправились вместе с сотрудниками 3-го батальона 1-го полка ДПС ГИБДД в теплый вечер пятницы. В этом месте движение свободно, трудности возникают гораздо раньше — шесть полос Ярославского шоссе постепенно сужаются, образуя бутылочное горлышко, потом начинается ремонт, что портит настроение дачникам.
В итоге водителям остается по три полосы в каждую сторону, но и их не хватает. Инспекторы не прячутся: устанавливают конусы, паркуют автомобиль с включенной мигалкой на обочине и выходят на дорогу. Уже через пару минут сразу несколько легковых и пассажирских автомобилей выезжают на широкую обочину примерно в 150–200 метрах от нас — солнце бьет в глаза, и инспекторов сложно увидеть сразу, кроме того, многие водители спешат и теряют концентрацию.
Сотрудник ГИБДД останавливает первого нарушителя — за рулем оранжевого микроавтобуса Mercedes раздраженный мужчина средних лет в очках и шортах. В салоне находятся несколько пассажиров: дети, родители, видны ящики с рассадой и горы вещей. Инспектор вежливо объясняет, что автомобилист нарушил ПДД. Тот раздосадован, но признает вину и идет в патрульную машину для оформления протокола.
«Повезло, понимающий попался», — улыбается полицейский. Но спустя несколько минут из «Мерседеса» начинают доноситься громкие возмущенные крики.
«Нам нечем дышать, изверги. Здесь дети, мы едем несколько часов, чем вы тут занимаетесь! Мы подадим на вас в суд, пожалуемся в прокуратуру, вы нас заперли», — кричит женщина.
На это инспектор никак не реагирует: окна у машины открыты, кроме того, водитель сам подвергал опасности своих пассажиров, объезжая пробки по обочине. Оформление продолжается. Но тут двери автомобиля открываются, и из него выбегает молодой человек с включенной камерой смартфона. Он ругается и требует у инспекторов представиться на камеру — те представляются и пытаются объяснить, что сам водитель вину уже признал.
«Вы не имеете права, мы ничего не нарушали, мы едем в пробке уже несколько часов, а из-за вас мы оказались запертыми в машине. Разве вы не должны заботиться о пассажирах, проверить, все ли у нас в порядке?» — кричит молодой человек.
Но на провокации инспектор не поддается. Как только оформление закончилось, микроавтобус уезжает.
«Пробки, дорожные работы, сужения — все это провоцирует обочечников. За езду по обочине, согласно КоАП, полагается штраф 1500 руб., который можно оплатить со скидкой 50% в течение 20 дней, — объяснил один из инспекторов. — Предупреждения за это нарушение нет. То есть мы не можем просто объяснить водителю, что он неправ, и отпустить, составление протокола обязательно. Большинство с нами не спорят, понимают, что нарушили, и даже сами говорят, что постоянно так ездят. Некоторые начинают возмущаться, требовать показать видеозапись, как он ехал по обочине. Но согласно закону, достаточно того, что инспектор визуально определил, что автомобилист нарушил это ПДД, — снимать на камеру мы не обязаны, свидетели не нужны. И если человек не согласен, мы все равно составляем протокол и отправляем его в суд — пусть обжалует и доказывает, что не выезжал на обочину, это его законное право».
Сам инспектор позже признался, что до обжалований доходит редко: в суды по этим статьям их практически не вызывают. А судьи, как правило, сразу встают на сторону ГИБДД и не отменяют постановления.
«Водители оспаривают наказание за более серьезные проступки — проезд через двойную сплошную или пьяную езду, поскольку за это грозит серьезный штраф и лишение прав, но в случае с обочиной они предпочитают сразу заплатить штраф», — добавил полицейский.
Тем временем мимо проносятся автомобили, водители сигналят и показывают большой палец. Кажется, такая работа — одна из немногих, которая вызывает одобрение у водителей: большинство искренне злорадствуют, когда обочечников ловят. Об этом довольно быстро начинают писать в комментариях в «Яндекс.Навигаторе» рядом с точкой, где мы стоим.
«Обочина — это скорее сезонное нарушение, пик приходится на выходные, когда все спешат на дачи, — объяснил инспектор. — Но есть водители, которые постоянно практикуют такие приемы вне зависимости от времени года и суток. Есть и такие, которых не устраивает даже достаточно высокая скорость потока, они хотят ехать не 90 км/ч, а еще быстрее. Но это крайне опасно: можно не увидеть, что происходит на обочине, и устроить серьезное ДТП. К примеру, с дороги будет поворачивать автомобиль и просто не увидит обочечника».
К народным мстителям, которые иногда частично выезжают на обочину и блокируют проезд автохамам, у полицейских отношение двоякое. С одной стороны, они признают, что по-человечески могут понять такое поведение. Но с другой стороны, даже частичный выезд на обочину — это нарушение, и такой Робин Гуд тоже получит штраф.
Меньше чем за полчаса мы заметили с десяток нарушителей, которые протискивались на свободную обочину, но поймать получается не всех. Увидев впереди инспекторов, автомобилисты резко сворачивали влево, чтобы уйти в крайние правые ряды и спрятаться. Вот черный кроссовер BMW резко оттормаживается и уходит влево, сзади ему летит громкий раздраженный сигнал. Водитель проносится в среднем ряду и испуганно смотрит на инспекторов. Темная Toyota Camry тоже успела спрятаться в потоке. Таких автолюбителей соседние машины обратно пускают неохотно. Еще сложнее с мотоциклистами — они могут целой группой ехать по обочине, а увидев полицейские мигалки, врассыпную разъезжаются по рядам — выглядит это все небезопасно.
«С такими байкерами у нас работают мотобригады — они более мобильны и могут догнать нарушителей, но и мы можем оперативно сработать, — рассказал инспектор. — А водителей, которые пытаются спрятаться, могут задержать на следующих постах — мы сообщаем о них по рации».
Следующий клиент — старенький Opel из Владимирской области с большим автобагажником наверху. Водитель также разогнался на обочине, потом попытался спрятаться, но груз на крыше помог легко опознать машину. Водитель — уставший мужчина с красными глазами крупного телосложения во влажной футболке, шортах и сланцах.
Водитель: «Я еду с Юга, два дня за рулем, не сплю, у меня все болит, ноги и спина затекли, очень тороплюсь домой».
Инспектор: «Если устали, то что же не отдыхаете?»
Водитель: «У меня больная жена и дети, которых нужно поскорее довезти обратно».
Инспектор: «Если детей везете, то надо, наоборот, еще более аккуратно ехать».
Во время оформления протокола водитель пожаловался на пробки и рассказал, что сам полицейский — оперуполномоченный.
В очереди тем временем уже стоит еще один автомобилист — молодой человек лет тридцати. Причина такая же: жена и дети, которые торопят. Сначала он ведет себя вызывающе, грубит инспекторам. «Да я по этой чертовой Ярославке всю жизнь так езжу, — негодует он. — Сплошные пробки! Давайте протокол и отпускайте меня скорее, не надо мне ничего разъяснять».
Инспектор сохраняет спокойствие и объясняет, что обязан рассказать водителю, за что его задержали, и объяснить правила обжалования. В ответ на это водитель демонстративно достает телефон и начинает смотреть видеоролики. Сотрудник ГИБДД же аккуратным почерком оформляет протокол — чтобы все заполнить, требуется не менее 10–15 минут. Задержанный, понаблюдав за работой инспекторов и тем, как те останавливают другие автомобили, неожиданно признает: «Тяжелая у вас работа, неблагодарная, удачи со службой. Но пробки я так буду всегда объезжать».
Нарушают ПДД таким образом не только мужчины — скрыться от инспекторов попыталась автомобилистка на белоснежном Hyundai Tucson. Блондинка в розовой футболке решила сначала очаровать инспектора, но безрезультатно. После чего сердито начала возмущаться: «Там же никого не было, я все прекрасно видела, никакой опасности не было».