Значительно упростить процесс прохождения медосмотра для кандидатов в водители пообещал вице-премьер Максим Акимов, курирующий правительственную комиссию по цифровому развитию. Это будет сделано в рамках развития так называемых суперсервисов. Благодаря им, к примеру, уже стало возможно в режиме онлайн снять с учета машину, зарегистрированную на предыдущего владельца. Теперь же планируют запустить онлайн-сервис, который позволит по одному клику подтягивать все существующие медицинские данные о водителях, хранящиеся в электронном виде.
«Так мы сможем идентифицировать личность человека и избавить его от необходимости посещать разные лечебные учреждения. Все необходимые данные для принятия решения о том, есть ли у гражданина возможность получения водительского удостоверения с медицинской точки зрения, будут доступны онлайн», — рассказал чиновник на встрече с представителями ГИБДД по теме профилактики детского дорожного травматизма, где присутствовал корреспондент Autonews.ru.
Также Акимов рассказал о запуске единого реестра транспортных средств, который позволит в онлайн-режиме проверять историю всех регистрационных действий с автомобилем и в целом обеспечит доступ ко всему жизненному циклу каждой машины.
«Эта информация получит статус юридически значимой, — объяснил вице-премьер. — Она будет в значительной степени влиять на выбор продавцов и покупателей. В целом функции личного кабинета для водителей будут расширяться. В перспективе он позволит получать доступ к услугам коммерческих организаций — например, записываться на ТО и приобретать страховые полисы. Владение автомобилем станет более комфортным с точки зрения бюрократии и более дешевым».
Неоднократно анонсированная система автоматической фиксации езды без полисов ОСАГО должна заработать в полную силу совсем скоро. Сейчас, напомним, правительство Москвы уже начало передавать данные о водителях, которые ездят без полисов ОСАГО, в МВД. Там, в свою очередь, сверяют эти данные с базами РСА. На данный момент уже более 5,5 тыс. автовладельцев получили уведомления о езде без полисов ОСАГО, которые были выписаны при помощи дорожных камер. Штрафы за это нарушение в автоматическом режиме начнут приходить с первого квартала 2020 г., пообещал Акимов. Ожидается, что нарушители будут получать извещения не чаще, чем раз в сутки. Размер взыскания за езду без действующего полиса ОСАГО на данный момент составляет 800 руб. (400 руб. со скидкой). В дальнейшем практика фиксации езды без ОСАГО будет распространена на все регионы.
В Госавтоинспекции в очередной раз предложили задуматься о снижении разрешенного порога скорости для автомобилистов, которые перевозят детей. Пока, как уточнил глава ведомства Михаил Черников, ГИБДД не будет выходить с конкретными законопроектами на эту тему. Но над изменением поведения водителей в этом направлении в ГИБДД намерены поработать. Кроме того, Черников считает, что если в ДТП пострадали или погибли дети, то ответственность за такое преступление должна быть значительно выше.
«Сейчас 65% всех погибших в ДТП детей ехали в автомобилях со своими родителями, — привел статистику глава ГИБДД. — Поэтому есть предложение о снижении максимально допустимой скорости для взрослых, которые перевозят детей, — возможно, стоит об этом подумать. За городом сейчас можно ехать в основном со скоростью 90 км/ч, 110 км/ч — по автомагистралям. Но если вы перевозите ребенка, то, возможно, стоит ехать на 20 км/ч медленнее? На основании обсуждений будут формироваться дальнейшие законодательные инициативы. Кроме того, должна быть отягчающая мера наказания для виновников ДТП с детьми».
В ГИБДД также считают, что ПДД в российских школах преподают на низком уровне, и предложили увеличить количество часов, выделяемых на этот предмет. О такой идее рассказал Черников после анализа учебников и учебных программ со стороны ГИБДД.
«В рамках предмета «окружающий мир» детей практически не обучают ПДД. Поэтому количество занятий нужно увеличить, а в рамках предмета «технология» внедрить раздел «автодело», — сказал глава Госавтоинспекции.
Чтобы привлечь подростков на занятия в специальные автошколы, в ГИБДД предложили начислять успешным выпускникам дополнительные баллы при поступлении в высшие учебные заведения по аналогии с теми, которые сейчас получают победители олимпиад. Идею ГИБДД уже поддержала глава экспертного центра «Движение без опасности» Наталья Агре, которая предложила внедрить в школах еще один дополнительный экзамен по ПДД.
«Пусть он будет несложным. Но это станет стимулом для руководителей школ и учителей. Они будут понимать, что учеников придется подготовить к проверке знаний», — уверена Агре.
Вице-премьер Максим Акимов также предложил более современные способы просвещения российских автомобилистов в плане соблюдения ПДД. Вместо традиционной социальной рекламы, которую в том числе транслируют на федеральных каналах, он посоветовал ГИБДД воздействовать на аудиторию через популярных блогеров и активнее использовать такие каналы для связи с аудиторией, как YouTube и Instagram.
«У Бузовой, с творчеством которой я, правда, не знаком, 15 млн подписчиков в Instagram. Может быть, нам использовать этот канал как доступ к мозгам молодых мам? — предложил Акимов. — Если показать им один раз, что происходит с ребенком в ДТП, который едет в машине не в детском кресле, а на руках, этого будет достаточно, чтобы они никогда больше так не делали. Медийная работа — это наша задача, нужно вирусным образом внедрять идеи безопасности в сознание людей. Я предлагаю ГИБДД, Министерству просвещения подумать на тему современного присутствия в соцсетях и на YouTube. Нужно учиться работать с целевой аудиторией. Телевизионная аудитория стремительно стареет, молодежь уже не знает, что такое телевизор, для них это как керосиновая лампа. А ведь это будущие родители. Должна быть создана фокусная группа, от которой я буду ждать предложения на эту тему через два месяца».