Отсутствие свободных мест на уличных стоянках или во дворах выработало у российских водителей привычку без каких-либо сомнений парковаться вторым рядом, блокируя выезд другим машинам. Для связи такие водители оставляют номер телефона. Казалось бы, их должны по-соседски понять, а несколько минут ожидания ничего не стоят. Но бежать и по первому требованию переставлять свои машины автовладельцы часто не торопятся.
Перекрытие выезда для других водителей подпадает под определение ч. 4. ст. 12.19 КоАП «Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств» и наказывается штрафом в 2 тыс. рублей, а в Москве и Санкт-Петербурге — 3 тыс. рублей. Впрочем, инспекторы ГИБДД в беседах с Autonews.ru признались, что вызов к заблокированному автомобилю не будет в числе приоритетных, а пробраться в узкий двор сможет не каждый эвакуатор. Поэтому раздосадованные водители чаще не обращаются за помощью эвакуаторов, а предпочитают более практичные виды мести. Мы поговорили с автомобилистами, которые категорически против бумажек с номерами телефонов под стеклом, а также с теми, кто считает этот прием неизбежным.
«Я никогда не блокирую чужие автомобили — сама боюсь, что не услышу звонок, не смогу быстро добежать, возникнет конфликт, мне проще покружить и найти место, чем сталкиваться с агрессией, — призналась Смирнова Autonews.ru. — Меня раздражает эта привычка, но в целом я могу ее понять, если дело во дворе и ты, например, заехал на пару часов, или в банк на пять минут и готов быть на связи. Но меня так заблокировали в собственном дворе с утра, когда я торопилась на тренировку. Из-за праздника к нам во двор приехало больше машин, чем обычно, меня и второй автомобиль рядом закрыли. Под стеклом — два номера телефона. Первый не отвечал в течение минуты. Когда позвонила на второй — трубку поднял мужчина, которому я объяснила ситуацию. И тут он заявил, что на машине уехала его жена, а он сам ничего сделать не может. Предложил дозваниваться дальше.
Женщина начала на меня кричать, спрашивать, что я хочу от нее, и объяснять, что она в больнице с маленьким ребенком. Тут я по-настоящему вскипела и потребовала немедленно убрать автомобиль. Деньги за тренировку мне никто не возместит, а разборки утром в выходной день — последнее, чем хочется заниматься. И угадайте, что она ответила? Ничего, просто бросила трубку. Еще через несколько звонков ответила и наорала, что не может выйти. Ее муж, с которым я еще раз поговорила и сказала, что уже готова разбить их прекрасный семейный Ford Focus, только вздохнул».
«Если меня блокируют во дворе, я никого не жду, сразу спускаю таким колеса. Потом звоню и требую убрать машину. Поэтому меня уже знают и не закрывают. А если все-таки такое происходит, то водители потом говорят мне спасибо за то, что я просто спустила колеса, а не проколола их. Часто у таких умников нет насоса, но свой я им уже не даю. Автомобили такие можно легко откатить, и я могу выехать, а они пусть разбираются, что делать».
«Во дворе меня постоянно блокируют, и я уже готов заточить гвоздь для таких соседей. И с женщинами получается сложнее — одна мне как-то сказала, что укладывает ребенка и не может спуститься прямо сейчас. Другая — что вообще ушла в соседний магазин. Но разве это мои проблемы? И чем мой ребенок, к которому я тоже спешу, хуже? Ждешь у машины по 30–40 минут и ничего не можешь сделать.
Однажды мне надо было уехать в четыре часа утра, я даже объявление об этом написал прямо на своей машине, встал так, чтобы меня было сложнее закрыть. Но все равно ночью одна соседка решила, что умнее меня. Заблокировала выезд. И ночью, пока я ей звонил два часа подряд, не брала трубку. Пришлось пинать ее машину по колесам, разбудил весь двор, а она, когда вышла, еще и начала возмущаться. А я опоздал на самолет. Это не просто хамство, это еще хуже — почему нельзя припарковать свое ведро нормально?»
«У нас все так паркуются во дворе, потому что мест нет. Живем в высотных домах модного застройщика, квартир много, стоянок нет. Муравейники. Поэтому притираемся и вторым и третьим рядом, делать нечего. Все друг друга знают, уже по машине понимают, к кому обратиться. Даже знаем, кто точно уезжает на выходные без машин и кого можно закрыть. А когда нужно, не ругаемся, по звонку выходим, убираем автомобили.
Но иногда, конечно, водители ведут себя неуважительно к остальным. Например, меня так ночью закрыли в одном из дворов, а человек даже телефон не оставил. Это был большой паркетник Honda. Повезло, что был с друзьями: вчетвером мы просто оттолкали автомобиль в сторону».
«Это невероятно бесит. Если мне надо уехать, то я хочу сделать это сразу, а не терять время и деньги на звонки. Почему кто-то решает за меня и считает, что я располагаю лишними минутами и временем? И голоса часто в трубке, когда звонишь по таким номерам, звучат недовольно. Как будто это я отрываю людей от чего-то самого важного, заставляя убрать их автомобиль, — это уже двойное хамство. Я сам всегда стараюсь избегать таких ситуаций, ведь другие люди могут торопиться, опаздывать на встречу. Да, бывает форс-мажор, например, нужно привезти кого-то в больницу и там бросить машину. Но не когда люди решают, что экстренная ситуация, — это сбегать в магазин».