Пять лет назад компания Volvo, кажется, навсегда связала свое имя со скандинавской мифологией, выпустив кроссовер XC90 второго поколения. Шведские дизайнеры наградили своего флагмана «Мьёльниром», назвав в честь молота бога Тора характерный светодиодный элемент в передней оптике автомобиля.
Согласно сказаниям, необычное орудие божества не раз выручало его в приключениях, помогая справиться со всевозможными преградами и всегда указывало верный путь. Не сбились с дороги те, кто отправился в опасное путешествие за Северный полярный круг на кроссоверах XC90.
Кольский полуостров встречает хмурым тяжелым небом, которое по мере приближения к перевалу постепенно обваливается на лобовое стекло мелкой холодной изморозью. До норвежского Киркенеса, расположенного в 220 км от Мурманска и всего в восьми километрах от российской границы, ведет на удивление хорошая дорога с гладким покрытием и внятной разметкой.
Полярный день в этих краях длится более 60 суток, однако солнца на самом деле, как будто бы и нет — количество ясных дней за последний месяц можно посчитать по пальцам одной руки. О том, что светило находится где-то над горизонтом, говорят только постоянно меняющие цвет облака, которые то разбегутся белесой дымкой, то вновь надавят свинцовой серостью.
Однако на недостаточную видимость жаловаться не приходится. Полумрак прорезают полтора десятка «молотов Тора» на Volvo XC90, который недавно подвергся обновлению. Рестайлинг, к слову, получился совсем формальным: шведы не стали переосмысливать внешность своей флагманской модели, которая уже через два года должна сменить поколение.
Тем не менее, очень внимательный глаз все же сможет заметить отличия от начальной версии кроссовера, вставшего на конвейер пять лет назад. В первую очередь, это немного другая радиаторная решетка с вертикальными вогнутыми в сторону капота прутьями и слегка измененные бамперы. Завершают штрихи легкого рестайлинга колесные диски нового дизайна.
Тор был известен как один из главных защитников людей, поэтому инженеры Volvo не могли не пополнить перечень электронных систем автомобиля. Так, в список активных «помощников» добавилась система предотвращения выезда на встречную полосу Oncoming Lane Mitigation, позаимствованная у нового XC60. Она работает скорости от 60 до 140 км/ч, следя за разметкой и встречным трафиком, и в случае необходимости корректирует рулевое управление ради предотвращения выезда на встречку.
Но все эти электронные прелести цивилизации совсем скоро становятся совершенно бесполезными. Мы добираемся до первого пограничного КПП, после которого наш путь поворачивает на север в направлении полуостровов Средний и Рыбачий. Следует формальный контроль: военных куда больше интересуют машины, идущие со стороны Северного ледовитого океана, где в этом время года идет добыча Камчатского краба. Ценное членистоногое с другого конца континента было успешно акклиматизировано в южной части Баренцева моря в 1960-х и теперь стало важным объектом промысла, в том числе и незаконного. За несанкционированным выловом следят даже с воздуха при помощи квадрокоптеров, а большинство автомобилей, въезжающих на «большую землю» подвергают досмотру.
Но поскольку пока мы едем в сторону моря, а не от него, то у нас просто проверяют документы, даже не заглядывая в багажник. И вот колонна Volvo выезжает на разбитую грунтовку, где вместе с асфальтом сразу же пропадает мобильная связь, а знаки вдоль шоссе сменяются естественными аллеями из карликовых березок.
По этой дороге почти 80 лет назад пытались прорваться к Мурманску фашистские войска во главе с горнострелковым корпусом «Норвегия», которые были остановлены советскими силами к октябрю 1941 г. в ходе тяжелейших боев. Тропа, к слову, до сих пор выглядит словно после артиллерийского обстрела — глубокие выбоины с водой чередуются с насыпями из валунов размером со снаряды от пушки «Густав».