С 1 октября по европротоколу всего за 15 минут можно самостоятельно оформить ДТП с ущербом до 400 тыс. руб. без вызова полиции. Раньше участники аварии могли обойтись своими силами, только если стоимость повреждений не превышала 100 тыс. руб. Исключительным положением пользовались только водители в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях, где выплаты по европротоколу подняли до 400 тыс. руб. уже несколько лет назад в порядке эксперимента.
Чтобы рассчитывать на возмещение до 400 тыс. руб. при оформлении по европротоколу, участники аварии должны достичь полного согласия в том, кто виноват. Оформить аварию нужно не в виде бумажного извещения, а при помощи специального мобильного приложения — «ДТП.Европротокол». Оба водителя должны быть обязательно зарегистрированы на федеральном портале госуслуг. Как и раньше, оформление протокола возможно, только если в аварии участвовало лишь два транспортных средства, в ней никто не погиб и не пострадал, а между водителями достигнуто полное согласие. Если договориться не получилось, европротокол теперь оформить тоже можно, но только в электронном виде и при ущербе до 100 тыс. рублей.
Важно помнить, что данные об аварии должны быть переданы в систему обязательного страхования не позднее чем через 60 минут после ДТП. Иногда это критично, потому что в работе приложения случаются сбои. Оформление онлайн не отменяет обязанности водителя в пятидневный срок известить об аварии свою страховую компанию при помощи бумажного документа.
С 29 октября вступает в силу новая редакция закона об ОСАГО — порядок оформления страхового полиса изменится. Документ теперь может быть только электронным, а распечатывать и возить с собой его бумажную версию не обязательно. Соответствующие изменения сделаны в ПДД. Сейчас водители были обязаны возить с собой полисы ОСАГО. Теперь же в случае оформления электронного полиса документ достаточно просто сохранить на телефон — страховщики высылают полис на почту после оформления. Или же можно показать инспекторам документ из личного кабинета на сайте страховой компании.
Как объяснили в МВД России, даже если у водителя нет с собой физического доказательств наличия электронного полиса, инспектор не имеет права его оштрафовать. Но в случае проблем со связью проверка может занять определенное время. Какое именно, в ведомстве не конкретизировали.
Вместо двух серьезных этапов — «площадки» и «города» — в ведомстве предложили сделать только один общий.
Идея в том, чтобы водители не зазубривали маршрут вместе с инструкторами, как это происходит сейчас, а доказали, что могут свободно ориентироваться в городском потоке. В начале экзамена, до выезда на дорогу, инспекторы ГИБДД будут, как и сейчас, проверять базовые знания кандидата: заезд в гараж или параллельную парковку задним ходом. Если все проходит успешно, то будущий автомобилист по команде инспектора сразу с площадки поедет на городской маршрут.
Полный перечень элементов, которые будут проверять при получении водительских прав каждой категории, содержится в проекте постановления. Сейчас он, как подтвердили в ГИБДД, уже передан на рассмотрение в правительство. В случае утверждения документа до его вступления в силу должно пройти еще полгода, в течение этого времени будет утвержден новый административный регламент.
Нештрафуемый порог превышения скорости в России снизят до 10 км/ч. Когда это произойдет, теперь только вопрос времени. Так, в МВД уже поддержали эту идею: необходимые поправки будут разработаны и внесены в следующую редакцию КоАП для рассмотрения в Госдуме.
Сначала на трассах власти организуют масштабную проверку дорожных знаков на предмет их соответствия дорожной обстановке, а также проведут ревизию региональных систем фиксации нарушений и уберут камеры, которые нацелены на сбор денег, а не на профилактику нарушений.
Но главным образом все зависит от скорости подготовки изменений в КоАП. Автор действующей правовой нормы о нештрафуемом пороге, заместитель председателя комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков объяснил, что на все изменения потребуется не менее одного-двух лет. По оценке депутата, лишь в конце следующего года будет готов черновой вариант КоАП, на доработку и утверждение которого потребуется также немало времени. Поэтому ждем изменений, но привыкаем внимательнее относиться к дорожным знакам уже сейчас.
Чтобы защитить автомобилистов от неожиданных штрафов из-за отмены ненаказуемого превышения скорости +20 км/ч, в Госдуме подготовили новый законопроект.
Он подразумевает возможность значительно проще оспаривать не только полученные постановления, но и судебные решения по административным делам в вышестоящих инстанциях. Жалобы предлагается отправлять через сайт госуслуг. Депутат Вячеслав Лысаков опасается, что из-за неправильных настроек камер водители могут начать в будущем массово получать необоснованные штрафы. Также существует проблема и с автомобилями-двойниками — новый законопроект должен упростить жизнь автомобилистам. Документ уже готов и скоро будет внесен на рассмотрение в правительство. Можно предположить, что заработает нововведение вместе с отменой нештрафуемого лимита.
МВД предлагает разрешить несовершеннолетним водителям садиться за руль, если те уже прошли обучение в автошколе. Но только вместе с опытными сопровождающими, имеющими водительские права. Сейчас учиться в автошколе и сдавать экзамены на категорию В можно с 16 лет, но получить права в ГИБДД можно только после совершеннолетия. Соответствующие поправки к закону «О безопасности дорожного движения» уже подготовлены. Условия таких поездок и требования к сопровождающему должно определить правительство.
Внедрение электронных водительских прав автомобилистам обещали уже в 2020 г. Однако, как рассказал глава Госавтоинспекции Михаил Черников в недавнем интервью ТАСС, пока эта инициатива только прорабатывается. Сначала нужно будет провести модернизацию задействованного для оформления водительских удостоверений оборудования и внести изменения в законодательство.
В случае реализации проекта электронное водительское удостоверение станет альтернативой привычному удостоверению. Его можно будет интегрировать в смартфон и таким образом предъявлять инспекторам ГИБДД. Пластиковую версию отменять не планируется, а в случае выезда за границу именно такой документ нужно будет иметь при себе.