Дискуссия вокруг отмены нештрафуемого порога +20 км/ч вышла на правительственный уровень, но это не значит, что изменения скоро вступят в силу. Так, автор действующей нормы Вячеслав Лысаков полагает, что прежде, чем вносить изменения, необходимо провести ревизию дорог и знаков, на что потребуется год или два.
Autonews.ru решил дать слово и стороне, которая, напротив, выступает за скорейшее снижение нештрафуемого порога. Свое мнение мы попросили высказать главу экспертного центра «Движение без опасности», который более десяти лет совместно с ГИБДД разрабатывает и внедряет программы повышения безопасности на дорогах.
— Я не считаю логичным снижение нештрафуемого лимита до +15, +10 или +5 км/ч. Водителей нужно подталкивать к соблюдению той скорости, которая указана на знаке, и ни километром больше. Ведь любое превышение установленного скоростного лимита на дороге неправильно по своей сути. Именно нарушение скоростного режима вносит в статистику ДТП наибольшую лепту. За привычной формулировкой «водитель не справился с управлением» кроется простое объяснение: скорее всего, автомобилист не выбрал правильную скорость. И поэтому не успел среагировать на сложившуюся дорожную ситуацию или неожиданное препятствие.
У западных коллег ненаказуемая погрешность в среднем составляет 10% от действующего ограничения. То есть если стоит знак «20», то за езду на скорости более 22 км/ч водитель уже получит штраф. Я бы двигалась к такой же практике. Не +10 км/ч, а +10% к установленной скорости.
Ненаказуемое сейчас в России превышение скорости на 19 км/ч воспринимается водителями не как некий дополнительный бонус, а как совершенно официальная прибавка к любому ограничению. При этом автомобилисты сами признают, что превышение скорости на 40–60 км/ч действительно опасно. А вот езда быстрее разрешенного лимита на 5–10 км/ч воспринимается как приемлемое и неопасное нарушение.
Важно понимать, что, если на дороге установлен знак с ограничением скорости, он стоит не просто так. Его установили там специалисты, которые продумали, что на данном участке дороги нежелательно двигаться быстрее. Например, там ограниченная видимость или скользкая поверхность, либо в этом месте часто происходят серьезные аварии. Нужно строго соблюдать ту скорость, которую предписывают знаки, не надо ничего прибавлять у себя в голове к указанным цифрам.
Этому же должны обучать в автошколах будущих водителей. Особенно важен этот принцип в пределах городской черты. На трассе на скорости 90 км/ч лишние 10 км/ч ощущаются не так критично. А в городе, во дворах, у школ, где скорость ограничена отметкой 20 км/ч, превышение на 10 км/ч будет уже фатальным. Например, на дорогу неожиданно выбежит ребенок, либо появится человек в темной одежде, которого трудно заметить. В такой ситуации мгновенно машину не остановить.
Важно следить за скоростью и там, где потоки движения пешеходов и автомобилей не разделены, потому что превышение даже на несколько километров в час не оставляет людям шансов на выживание. Нужно признать, что пока дорожная инфраструктура в нашей стране оставляет желать лучшего. Продвинутые центры крупных мегаполисов серьезно отличаются от общей ситуации в стране.
Раньше у водителей была аргументация в защиту нештрафуемого превышения скорости: комплексы фото- и видеофиксации допускали серьезные ошибки. Но на сегодняшний день погрешность минимальна — всего 2–3 км/ч. Камеры сейчас почти не ошибаются, и именно поэтому их широко применяют на дорогах во всем мире.
В целом я бы не переживала на месте водителей из-за технических моментов. Да, сейчас у автомобилистов есть опасения, что их кто-то будет специально наказывать. Но на самом деле задача не в этом. Сейчас и президент России Владимир Путин, и глава Госавтоинспекции Михаил Черников заявили о том, что камеры у нас должны использоваться не для сбора штрафов, а для предупреждения водителей об опасном участке. Именно поэтому сейчас в навигаторах отображаются все камеры, а перед самими комплексами устанавливают специальные информационные знаки.
Да, в России еще есть компании-концессионеры, некоторые из которых специально устанавливают эти камеры так, чтобы они приносили как можно больше штрафов. Но сейчас ГИБДД следит за этими нарушениями максимально строго, и концессионеров-мошенников будут просто лишать этого бизнеса. Сами же камеры, как я считаю, должны находиться полностью в руках государства, а не бизнеса. Предприниматели не должны сдавать это оборудование в аренду городским властям.
Безусловно, вопросы корректности установки знаков и действующих на трассах скоростных режимов пока еще остро стоят на дорогах России. Часто дорожные знаки стоят действительно неправильно. И для того, чтобы убедить водителей двигаться с соблюдением всех требований, нужно продумать и перепроверить все действующие на трассах ограничения. Есть дороги, где скорость потока может объективно составлять 90–110 км/ч, но на них действует ограничение в 60 км/ч. Это только раздражает водителей и в дальнейшем может стимулировать их на нарушения.
Путешествуя по странам Западной Европы, ты видишь, как логично там организовано движение. Поэтому на знаки смотришь редко. Инфраструктура должна быть организована максимально логично с разделением встречных потоков и защитой пешеходов. Тогда водители имеют возможность сфокусироваться на самом управлении и дорожной ситуации, а не следить за постоянно меняющимися знаками. Все это будет гарантировать безопасность всех участников дорожного движения.