Российские власти готовятся внести изменения в правила дорожного движения, согласно которым электрические самокаты, сегвеи, моноколеса и прочие подобные аппараты будут считаться отдельным видом транспорта. Для их владельцев пропишут ряд обязанностей и указаний, а также введут административную ответственность за нарушения ПДД.
Вопрос о необходимости внесения новых поправок, касающихся электрической техники, начали активно обсуждать еще летом 2019 года. Теперь начальник Научного центра безопасности дорожного движения МВД России Дмитрий Митрошин в эфире «Коммерсантъ FM» обнародовал некоторые подробности нового документа, который уже отправили на согласование в ГИБДД.
В России количество самокатов, сегвеев и прочих индивидуальных средств передвижения на электрической тяге стремительно растет. Особенно быстро их число увеличивается в Москве и других крупных городах. Вместе с ростом парка множатся и аварии с участием такого транспорта. Согласно данным ГИБДД, только в одной столице за последние два года случилось около 150 ДТП, в которых погибло четыре человека. Кроме того, среди пострадавших очень много детей.
Однако электросамокаты и сегвеи по-прежнему не попадают ни под одну из действующих категорий транспорта. На данный момент актуальная редакция ПДД приравнивает водителей пока еще непривычного вида техники к простым пешеходам. В то же время именно для последних водители средств на электрической тяге и представляют наибольшую опасность, так как чаще всего передвигаются по тротуарам и пешеходным зонам на высокой скорости.
Не существует и регламента на случай ДТП — не ясно, как именно классифицировать данное происшествие, поскольку по факту получается, что пешеход сталкивается с пешеходом. Таким образом, согласно действующему законодательству, взыскать компенсацию за причинение вреда здоровью в случае наезда можно, только обратившись с гражданским иском в суд.
Дмитрий Митрошин заявил «Коммерсанту», что МВД планирует внести в ПДД термин «средства индивидуальной мобильности» (СИМ), к которым отнесут не только компактные аппараты на электрическом приводе, но также более привычные скейты, роликовые коньки и даже стандартные самокаты.
Более радикальное предложение вносил «Союз пешеходов», который предлагал приравнять самые мощные версии электрических самокатов (от 250 ватт и более) к мопедам и разрешить им ездить исключительно по дорогам. Однако в ГИБДД категорически не поддерживают данную инициативу.
Митрошин же полагает, что даже самые дорогие и технически совершенные модели электросамокатов отличаются худшей управляемостью по сравнению с традиционными мопедами. Неровности на дороге, колодезные люки или простой камушек под колесами могут привести к падению и тяжелым последствиям. Именно поэтому представитель ГИБДД предложил выделить отдельную категорию.
По предварительным данным, водителей средств индивидуальной мобильности обяжут передвигаться исключительно по велосипедным дорожкам. В случае отсутствия таковых владельцам электрических самокатов будет позволено выезжать на тротуары, по которым можно будет ездить со скоростью не более 20 км/ч. Если же нет ни велодорожки, ни тротуара, то водителям можно будет выехать на проезжую часть, но двигаться, как и в случае с велосипедом, только по крайней правой полосе и как можно ближе к обочине.
Вопрос о штрафах для пользователей СИМ пока остается открытым. Неясно, кто именно и как будет контролировать скорость движения электросамокатов и фиксировать другие нарушения. Как отметил Митрошин, окончательного решения по проекту пока нет. Сначала в ГИБДД намерены провести общественные слушания по данному вопросу, и только после этого документ может быть опубликован на сайте федерального портала проектов нормативных правовых актов.