Российских водителей будут проверять на хронический алкоголизм. Соответствующий приказ уже принят Минздравом и отправлен на регистрацию в Минюст. Это еще один шаг к снижению инцидентов, связанных с пьяной ездой.
По данным ГИБДД, за девять месяцев 2019 г. было задержано 14 202 водителя в состоянии опьянения, причем 6813 из них отказались от прохождения медицинского освидетельствования. Кроме того, больше тысячи водителей были задержаны в пьяном виде повторно. Власти последовательно ужесточают законодательство для пьяных водителей и рассматривают целый ряд соответствующих законопроектов.
Тех, кто впервые получает водительское удостоверение либо возвращает его после лишения, в принудительном порядке будут отправлять на медицинские тесты. Для получения медсправки водителям придется сдать мочу на наркотики, а кровь — на содержание CDT, то есть карбогидрат-дефицитного трансферрина, который указывает на хронический прием алкоголя.
В случае положительного результата гражданина отправят в наркологический диспансер, где будут проведены дополнительные исследования. На основании этих данных врачи решат, можно ли пускать человека за руль. Людям с выявленной зависимостью откажут в получении прав.
С июля 2019 г. действуют более жестокие наказания для пьяных водителей, по вине которых погибли люди. Фактически такое деяние приравняли к умышленному убийству. Соответствующие поправки были приняты в ст. 264 УК России «Нарушение Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств».
Теперь, если водитель в состоянии опьянения совершил ДТП, повлекшее причинение тяжкого вреда здоровью человека, виновника будут ждать принудительные работы сроком до пяти лет вместо трех либо лишение свободы на срок от трех до семи лет вместо прежних четырех лет. В случае гибели человека виновника могут лишить свободы на срок от пяти до двенадцати лет (было — от двух до семи лет). А в случае смерти двух и более лиц — на срок от восьми до пятнадцати лет (было — от четырех до девяти лет).
В России вскоре появится еще один вид экспресс-проверки на наркотики. Речь идет о кассетном тесте слюны для определения нескольких видов распространенных наркотиков: опиатов, героина, кокаина, марихуаны. Результаты проверки не смогут служить доказательством опьянения, но позволят инспектору отправить водителя на полноценное медосвидетельствование с понятыми.
При этом в законодательство введут новое основание для проверки водителя на опьянение — «показания приборов, свидетельствующих об обнаружении наличия алкоголя или наркотических веществ». Это определение дополнит ряд действующих сейчас: запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, покраснение лица, а также поведение, не соответствующее обстановке.
Министерство финансов предлагает ввести гибкие коэффициенты ОСАГО для автомобилистов, которые нарушают правила дорожного движения. Если законопроект будет одобрен, страховщики получат право самостоятельно решать, учитывать ли нарушения ПДД водителя при расчете стоимости полиса.
Речь идет о грубых нарушениях ПДД, включая проезд на красный свет, превышение скорости более чем на 60 км/ч, выезд на встречную полосу и вождение в пьяном виде. Сейчас страховщики вправе отказать в выплате нетрезвому водителю в случае ДТП, а в будущем будут увеличивать тариф для попавшихся навеселе даже при отсутствии аварий.
Самым радикальным предложением, которое могут внести в новый КоАП, можно считать конфискацию автомобилей у пьяных водителей. Инициативу, предложенную МВД, уже поддержал премьер-министр Дмитрий Медведев. Он уточнил, что забирать машины следует только у автомобилистов, попавших в ДТП в состоянии алкогольного опьянения.
Скорее всего, забирать транспортное средство будут у тех, кто повторно попался на езде в пьяном виде. Машины предполагается изымать в пользу государства для последующей продажи на специальном аукционе. Этот вопрос депутаты будут обсуждать в ходе осенней сессии.
Минтранса внес поправки к закону об ОСАГО, прикрывшие лазейку, которой пользовались нетрезвые автомобилисты. По действующим сейчас нормам страховщик, выплатив деньги пострадавшей стороне, вправе взыскать с пьяного виновника ДТП всю сумму, несмотря на наличие у него действующего полиса ОСАГО.