— Продажи новых автомобилей в России падают последние несколько месяцев. Какие автомобили остаются наиболее востребованными и как марка адаптируется к ситуации?
— Спрос на автомобили в России действительно замедляется, однако мы видим, что в сегменте SUV интерес покупателей достаточно стабилен. Поэтому сейчас Nissan сфокусирован в первую очередь на продажах внедорожников и кроссоверов, которые производятся на заводе в Санкт-Петербурге. Приходится прикладывать серьезные усилия, потому что конкуренция в этом сегменте растет.
Для российских клиентов стали очень важны дополнительные финансовые программы поддержки. Мы разработали целый список таких инструментов. Например, есть классическая кредитная программа «Простые числа», а также «Простые правила» — покупка с отсрочкой платежа. Есть программа «В кругу Nissan», позволяющая сохранять лояльность уже действующих владельцев автомобилей марки. Если у вас уже был Nissan, то новый можно купить со скидкой.
С 1 октября на все наши новые модели начала действовать пятилетняя поддержка: после истечения трехлетней гарантии и до момента, когда машине исполнится пять лет или до пробега 150 тыс. км, Nissan берет на себя заботу о таких важнейших узлах, как двигатель, коробка передач и элементы полного привода.
— Что помогает марке быть конкурентоспособной на рынке и насколько важной оказалась локализация?
— Все наши модели производятся в России. В Санкт-Петербурге мы собираем Nissan X-Trail, Murano и Qashqai. В Москве на заводе нашего партнера по Альянсу Renault выпускаем Terrano. Мы полностью сфокусированы на российской сборке — именно такой стратегии сейчас требует рынок. Если у тебя нет локализованного производства, ты не можешь быть конкурентоспособным. Этого также требует и политика государства. Нынешняя глубина локализации наших моделей помогает Nissan и в плане ценообразования.
— Почему тогда цены на автомобили, включая Nissan, все равно постоянно растут? Смог ли высокий уровень локализации сгладить негативный эффект от отмены компенсации импортных пошлин на запчасти?
— На цены всегда влияют не только внутренние факторы, к которым относятся решения самих компаний, но и внешние, не зависящие от нас обстоятельства. Именно последние оказывают наиболее сильное влияние. В их числе — поведение конкурентов. Сейчас рынок падает, а некоторые автопроизводители имеют неплохие возможности делать большие скидки. Получается, что конкуренция растет — это хороший фактор для покупателей, они могут выбирать из разных предложений.
Второй фактор — состояние рынка. Сейчас российский рынок не растет, а общие продажи оказались ниже консервативного прогноза Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Третий фактор — уровень локализации и политика государства в отношении автопроизводителей. Сейчас автопроизводителей оставили без ряда важных субсидий, которые были доступны ранее, и тех, которые были обещаны правительством.
Причин много, одна из них — постепенное прекращение действия соглашения о промышленной сборке № 166, в соответствии с которым мы получали данную поддержку. И нам пришлось реагировать на отмену льгот. Тем временем ряд автобрендов еще продолжают получать субсидии. И получается, что сегодня участники рынка находятся в неравных условиях. Кто-то вынужден поднять цены заметнее, кто-то может этого не делать.
Конечно, тем, кто поднимает цены, приходится сложнее. Но если у производителя нет достаточных преимуществ, которые обеспечивает локализация, он будет вынужден реагировать и поднимать цены. Именно поэтому наш стандартный запрос к российскому правительству — обеспечить равные и прозрачные для всех игроков автомобильного рынка условия работы, которые будут способствовать честной конкуренции на рынке, а также вернуть компенсацию таможенных пошлин для автопроизводителей, которые ее лишились до момента окончания действия всех соглашений о промышленной сборке.
— Как можно в текущих условиях убедить клиента поменять автомобиль на новый?
— Самое главное — это продукт. Наши основные модели X-Trail и Qashqai только что прошли рестайлинг, в процессе которого российские инженеры доработали их под российские условия на основе отзывов владельцев автомобилей предыдущего поколения. Обе модели получили доработанную подвеску, усиленную шумоизоляцию, отточенное рулевое управление, обновленные настройки коробки передач, изменился дизайн, появился целый ряд прогрессивных систем активной и пассивной безопасности.
Во-вторых, мы видим, насколько быстро меняется в России рынок с точки зрения владения автомобилем. Уже можно говорить о сформировавшемся новом типе автолюбителей, которые не готовы платить за владение автомобилями, но хотят пользоваться их преимуществами. Поэтому развивается каршеринг. И мы тоже стараемся присутствовать в этом сегменте. Помимо привычных Nissan Qashqai и X-Trail различным операторам каршеринга в Москве и регионах мы поставили 30 электрокаров Nissan Leaf. Для нас это в первую очередь возможность изучить, как ведет себя наш электромобиль в достаточно суровых условиях российского мегаполиса и климата.
— Nissan развивает продажу автомобилей, а также ряда услуг on-line. Готовы ли покупатели сейчас отказаться от долгих походов по автосалонам?
— Люди хотят с помощью этой возможности экономить свое время. Сейчас клиенты чаще объединяют две эти возможности — общаться с дилерами и покупать автомобили самостоятельно. Сегодня в онлайн-режиме мы предлагаем разные услуги — получить одобрение кредита, просчитать и оформить трейд-ин. Спрос на такие услуги растет. Не скажу, что онлайн стал единственно возможным способом продаж, но он, безусловно, набирает популярность.
— Завод Nissan в Санкт-Петербурге в этом году отмечает свое 10-летие. Какие самые важные для производства вехи вы можете назвать?
— В 2018 г. мы запустили производство нового X-Trail, а в феврале 2019 г. — нового Qashqai. Этим летом мы начали интегрировать в наши автомобили систему «Яндекс.Авто» — она устанавливается в автомобили не где-то в гараже, а прямо на производственной линии завода. Число водителей, которые сегодня заказывают эту опцию, растет. Есть еще насколько технологических инноваций, которые мы готовим к внедрению для наших автомобилей, но пока я не могу об этом рассказать.
Для нас, безусловно, важно, насколько загружены производственные мощности. В 2018 году в две смены завод произвел рекордные 56 тыс. автомобилей. Но реальные мощности выше, поэтому мы очень приветствуем и надеемся на возобновление правительством мер поддержки, направленных на оживление спроса.
— Марка активно экспортирует автомобили в страны СНГ, также на экспорт идут и различные запчасти, включая бамперы. Какие планы по экспорту у компании в целом?
— Сейчас мы экспортируем автомобили в Белоруссию и Казахстан, за девять месяцев 2019 г. мы отправили туда в совокупности 3058 машин. За это же время параллельно с экспортом автомобилей мы также экспортировали более 10 тыс. бамперов для X-Trail, звукоизоляционные материалы и различные запасные части на наш центральный европейский склад в Нидерландах. Новых планов пока объявить не можем — это будет зависеть от многих факторов, включая наличие господдержки на ближайшие несколько лет.
— Альянс подписал общий специнвестконтракт с государством. Какое место в нем занимает марка Mitsubishi и какие первые совместные шаги мы можем ждать?
— Мы являемся участниками общего с АвтоВАЗом и Renault СПИКа, который поможет обеспечить совместное производство и развитие компаний в России, а также реализацию инвестиционных проектов на ближайшие 10 лет. Мы работаем вместе. Но никаких новых комментариев об этом я дать не могу — конкретные планы компаний все еще находятся в стадии разработки и согласования.
— Завод Nissan в Санкт-Петербурге не раз получал глобальную премию за качество автомобилей и даже был назван лучшим среди всех предприятий Nissan в мире. Значит ли это, что российская сборка лучше японской?
— Ежегодно каждый завод Nissan в мире проходит своеобразную оценку. Рейтинг готовится на основе отзывов, которые составляют клиенты в первые месяцы владения автомобилями. Конкуренция высока. И так мы оцениваем, насколько мы конкурентоспособны, насколько качество автомобилей отвечает требованиям владельцев. Мы до сих пор находимся на топовых позициях, потому что качество остается одним из наших главных приоритетов.