На проблемы с оформлением аварий без пострадавших начали жаловаться водители — инспекторы ГИБДД просто отказываются на них приезжать. Чтобы получить все необходимые документы, участникам даже довольно серьезных ДТП предлагают самим приехать в отделение полиции, где в очередях можно провести целый день.
Оформление европротокола без присутствия инспектора не всегда может спасти положение, так как участники ДТП часто бывают не согласны друг с другом. А если у водителей есть полис каско, то без присутствия сотрудника ГИБДД вообще не обойтись. Но автомобилисты регулярно сообщают об отказах гаишников в соцсетях, а с Autonews.ru своей историей поделился москвич Андрей Сергеев (фамилия героя изменена).
В аварию он попал в начале октября на улице Большая Ордынка. Около 16:30 в его Toyota Land Cruiser врезалась автомобилистка на Hyundai, решившая повернуть из среднего ряда налево. У внедорожника оказались смяты обе двери. Они требовали замены, а передний бампер нуждался в покраске. У корейской легковушки в результате удара серьезные повреждения получила передняя часть автомобиля, оторвался бампер. Автомобилистка сразу же признала свою вину. Кроме полиса ОСАГО у девушки было оформлено и каско — европротокола в этом случае было бы недостаточно.
«Меня не интересовал ремонт при помощи страховой компании, — рассказал Сергеев. — Я буду чинить свой автомобиль сам, финансовых претензий к виноватой к ДТП девушке у меня не было, я был бы готов уехать прямо сразу. Но ей нужно было оформление аварии, поскольку машина у нее оказалась серьезно разбита. Поэтому мы стали вызывать инспекторов ГИБДД».
По телефону участникам ДТП сообщили, что инспекторы к ним не приедут, поскольку нет пострадавших. Вместо этого им предложили самим сфотографировать место аварии и все повреждения, а после проехать в отделение примерно в километре от места аварии на Люсиновскую улицу. В страховой компании владелицы Hyundai, машина которой не заводилась, ничем помочь не смогли и предложили лишь вызвать за свой счет эвакуатор.
В итоге Hyundai все-таки удалось завести и оба водителя доехали до отделения ГИБДД. На входе их встретил полицейский, который проверил наличие фотографий, уточнил адрес аварии и пригласил занять место в очереди в кабинет, где шло оформление. В очереди было 7-8 человек, и автомобилисты решили, что ждать им придется недолго. Но в итоге они провели здесь более четырех часов.
«Первые подозрения возникли, когда из кабинета вышел один из водителей — он выглядел таким счастливым, так искренне пожелал удачи всем, кто ждал под дверью, будто все эти люди его близкие друзья и родственники. Оказалось, что все они сидят здесь уже несколько часов», — поделился Сергеев. Оказалось, что со всей очередью работает всего лишь один инспектор ГИБДД. При этом большая часть аварий — мелкие, которые можно было бы оформить по европротоколу.
«Люди до сих пор не доверяют этой системе и в страхе получить отказ от страховых компаний все равно приезжают в ГИБДД. На месте они продолжают спорить, не могут договориться, кто из них был виновником ДТП. Поэтому все занимает огромное количество времени. В один момент инспектор просто уехал — его вызвали на происшествие с пострадавшими. И только после скандала на его место посадили другого сотрудника», — добавил Сергеев.
Недоумение вызвал у Сергеева и способ фиксации фотоматериалов, которые автомобилисты предоставляли инспекторам. Если один из них довольно оперативно получал фотографии через мессенджер и сразу переносил их в систему, то другой, по словам Сергеева, перефотографировал изображения прямо с экрана мобильного телефона при помощи обычной маленькой «мыльницы». «Как по таким фотоматериалам в итоге можно определять виновника ДТП, я лично с трудом понимаю», — отметил водитель, который несколько лет проработал в сфере автомобильного страхования.
Лишь после четырех часов ожидания очередь дошла до Сергеева. Но когда инспектор услышал точный адрес аварии, то наотрез отказался ее оформлять. Оказалось, что из-за недавних переформирований этот участок перешел в ведение другого отделения полиции, о чем знали далеко не все. Автовладельцев отправили на Народную улицу.
«Там сценарий повторился, мы прождали пять часов. Я очень хотел уехать, потому что мне не надо было ровным счетом никаких бумажек, но в таком случае меня наказали бы за оставление места ДТП и просто лишили бы прав на год-полтора. В очереди были и такие люди, которые не выдерживали ожидания, но в итоге им пришлось приезжать на следующий день», — негодовал автомобилист. В итоге все документы водители получили после 2 часов ночи — на все у них ушло более девяти часов.
Сами инспекторы ГИБДД в разговорах с Autonews.ru объясняют, что согласно п. 284 Административного регламента МВД они действительно имеют право предложить автомобилистам самим оформить аварию. Однако, как объяснял заместитель начальника ГУОБДД МВД России Владимир Кузин, в случае если участники даже малозначительного ДТП настаивают на оформлении, инспекторы обязаны приехать на вызов и оформить аварию либо пригласить водителей приехать на ближайший пост. О времени, которое может понадобиться на такое оформление, Кузин ничего не говорил.