branding imagebranding image
РБК АВТО
Статьи Алина Распопова
Подписаться на Telegram-канал

«Приезжать отказались». Почему в ГИБДД не хотят оформлять аварии

Водители жалуются на участившиеся отказы сотрудников ГИБДД выезжать на оформление аварий без пострадавших. Эксперты называют такую ситуацию незаконной, но объясняют положение дел сокращением штата инспекторов
Фото: Быкова Наталья / Фотобанк Лори
Фото: Быкова Наталья / Фотобанк Лори

На проблемы с оформлением аварий без пострадавших начали жаловаться водители — инспекторы ГИБДД просто отказываются на них приезжать. Чтобы получить все необходимые документы, участникам даже довольно серьезных ДТП предлагают самим приехать в отделение полиции, где в очередях можно провести целый день.

Оформление европротокола без присутствия инспектора не всегда может спасти положение, так как участники ДТП часто бывают не согласны друг с другом. А если у водителей есть полис каско, то без присутствия сотрудника ГИБДД вообще не обойтись. Но автомобилисты регулярно сообщают об отказах гаишников в соцсетях, а с Autonews.ru своей историей поделился москвич Андрей Сергеев (фамилия героя изменена).

В аварию он попал в начале октября на улице Большая Ордынка. Около 16:30 в его Toyota Land Cruiser врезалась автомобилистка на Hyundai, решившая повернуть из среднего ряда налево. У внедорожника оказались смяты обе двери. Они требовали замены, а передний бампер нуждался в покраске. У корейской легковушки в результате удара серьезные повреждения получила передняя часть автомобиля, оторвался бампер. Автомобилистка сразу же признала свою вину. Кроме полиса ОСАГО у девушки было оформлено и каско — европротокола в этом случае было бы недостаточно.

«Меня не интересовал ремонт при помощи страховой компании, — рассказал Сергеев. — Я буду чинить свой автомобиль сам, финансовых претензий к виноватой к ДТП девушке у меня не было, я был бы готов уехать прямо сразу. Но ей нужно было оформление аварии, поскольку машина у нее оказалась серьезно разбита. Поэтому мы стали вызывать инспекторов ГИБДД».

По телефону участникам ДТП сообщили, что инспекторы к ним не приедут, поскольку нет пострадавших. Вместо этого им предложили самим сфотографировать место аварии и все повреждения, а после проехать в отделение примерно в километре от места аварии на Люсиновскую улицу. В страховой компании владелицы Hyundai, машина которой не заводилась, ничем помочь не смогли и предложили лишь вызвать за свой счет эвакуатор.

В итоге Hyundai все-таки удалось завести и оба водителя доехали до отделения ГИБДД. На входе их встретил полицейский, который проверил наличие фотографий, уточнил адрес аварии и пригласил занять место в очереди в кабинет, где шло оформление. В очереди было 7-8 человек, и автомобилисты решили, что ждать им придется недолго. Но в итоге они провели здесь более четырех часов.

Фото: Дмитрий Неумоин / Фотобанк Лори
Фото: Дмитрий Неумоин / Фотобанк Лори

«Первые подозрения возникли, когда из кабинета вышел один из водителей — он выглядел таким счастливым, так искренне пожелал удачи всем, кто ждал под дверью, будто все эти люди его близкие друзья и родственники. Оказалось, что все они сидят здесь уже несколько часов», — поделился Сергеев. Оказалось, что со всей очередью работает всего лишь один инспектор ГИБДД. При этом большая часть аварий — мелкие, которые можно было бы оформить по европротоколу.

«Люди до сих пор не доверяют этой системе и в страхе получить отказ от страховых компаний все равно приезжают в ГИБДД. На месте они продолжают спорить, не могут договориться, кто из них был виновником ДТП. Поэтому все занимает огромное количество времени. В один момент инспектор просто уехал — его вызвали на происшествие с пострадавшими. И только после скандала на его место посадили другого сотрудника», — добавил Сергеев.

Недоумение вызвал у Сергеева и способ фиксации фотоматериалов, которые автомобилисты предоставляли инспекторам. Если один из них довольно оперативно получал фотографии через мессенджер и сразу переносил их в систему, то другой, по словам Сергеева, перефотографировал изображения прямо с экрана мобильного телефона при помощи обычной маленькой «мыльницы». «Как по таким фотоматериалам в итоге можно определять виновника ДТП, я лично с трудом понимаю», — отметил водитель, который несколько лет проработал в сфере автомобильного страхования.

Фото: Виктор Карасев / Фотобанк Лори Статьи 1 октября 2019 ОСАГО изменилось с 1 октября: как теперь ездить
Фото: news.vdv-s.ru How to 24 апреля 2019 Что делать, если попал в ДТП

Лишь после четырех часов ожидания очередь дошла до Сергеева. Но когда инспектор услышал точный адрес аварии, то наотрез отказался ее оформлять. Оказалось, что из-за недавних переформирований этот участок перешел в ведение другого отделения полиции, о чем знали далеко не все. Автовладельцев отправили на Народную улицу.

«Там сценарий повторился, мы прождали пять часов. Я очень хотел уехать, потому что мне не надо было ровным счетом никаких бумажек, но в таком случае меня наказали бы за оставление места ДТП и просто лишили бы прав на год-полтора. В очереди были и такие люди, которые не выдерживали ожидания, но в итоге им пришлось приезжать на следующий день», — негодовал автомобилист. В итоге все документы водители получили после 2 часов ночи — на все у них ушло более девяти часов.

ГИБДД: должны приехать или пригласить к себе

Сами инспекторы ГИБДД в разговорах с Autonews.ru объясняют, что согласно п. 284 Административного регламента МВД они действительно имеют право предложить автомобилистам самим оформить аварию. Однако, как объяснял заместитель начальника ГУОБДД МВД России Владимир Кузин, в случае если участники даже малозначительного ДТП настаивают на оформлении, инспекторы обязаны приехать на вызов и оформить аварию либо пригласить водителей приехать на ближайший пост. О времени, которое может понадобиться на такое оформление, Кузин ничего не говорил.

Фото: РБК
Фото: РБК

Адвокат Дмитрий Дугин в беседе с Autonews.ru уточнил, что в плане оформления аварий у ГИБДД не существует никаких официальных нормативов по времени. «Даже если писать жалобу в прокуратуру, сотрудников вряд ли привлекут к дисциплинарной ответственности — последует ответ, что просто нет свободных инспекторов, и с этим не поспоришь», — сказал эксперт.

В свою очередь, адвокат Александр Леманн заверил, что отказывать автомобилистам вовсе приезжать на подобное ДТП инспекторы не имеют права. Вопрос только в том, сколько это займет времени. Так, водители рассказывают, что им приходилось ждать по 11-12 часов.

«Автомобилисты могут быть в шоковом состоянии, даже если не пострадали, — объяснил Леманн. — Кто-то может столкнуться с этим впервые, не каждый так просто сможет составить схему, сделать замеры. Из-за серьезных сокращений действительно бывает так, что на все отделение есть только один инспектор, который оформляет аварии. Конечно, он не может никуда выезжать и не успевает физически помочь всем водителям».

Тем автомобилистам, которые не уверены в своих силах и которым не обойтись без инспекторов, Леманн советует настаивать на вызове сотрудников, что в дальнейшем может помочь избежать судебных разбирательств с оппонентом: «Если ожидание оказывается длительным, нужно звонить в дежурную часть управления ГИБДД по району».

Как сейчас оформляют аварии

По данным ГИБДД, выездов на незначительные ДТП с каждым годом становится меньше. Так, за шесть месяцев 2019 года сотрудниками Госавтоинспекции было оформлено 1,9 млн ДТП — это на 17,4% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. В РСА надеются, что к концу 2019 г. до 50% всех небольших аварий без пострадавших будут оформлять по европротоколу, а к 2030-му — до 100%.

Снизить нагрузку на ГИБДД должны новые правила оформления европротокола, вступившие в силу 1 октября 2019 года. Так, при оформлении аварии по европротоколу отменен лимит в 100 тыс. рублей. Теперь имеющие полисы ОСАГО участники аварии могут обойтись без присутствия инспекторов ГИБДД, если ущерб укладывается в сумму до 400 тыс. рублей. Правда, для этого необходимо, чтобы участники были согласны в том, кто виноват в ДТП. Если согласия не достигнуто, европротокол теперь также можно составить, но только при ущербе до 100 тыс. рублей.