Почему фирма Jeep вдруг обратила внимание на юбилейный Брест и назначила его целью автопробега? Официальная версия по-джиповски прямолинейна: город этот героический, марка тоже сохраняет некий геройский дух, вот и сходится.
Раз так, давайте усилим сопоставление. Вспомним, что во время войны на той земле ездили полученные советской армией по ленд-лизу джипы Wyllis MB, предшественники нынешних автомобилей Jeep. Пусть теперь актуальные Compass и Wrangler подъедут к Брестской крепости. Почтим память воинов-освободителей, которые дали нам возможность мирно передвигаться на таких машинах.
Путь в тысячу километров от Москвы до Бреста нашему экипажу выпало проделать за рулем разных исполнений кроссовера Compass. Половину дороги рулили вариантом Limited, потом пересели на Trailhawk. У обоих бензиновые моторы 2.4 Tigershark, 9-ступенчатые АКП и полный привод, но Limited — 150-сильный, а Trailhawk мощнее на 25 сил и лучше подготовлен к бездорожью.
Голосуем за Trailhawk и после сугубо шоссейной поездки. Да, отдачи 175-сильного мотора хватает без избытка, а плавный автомат мог бы подыгрывать лучше. Например, когда щедро добавляешь газ и ждешь переключения вниз разом на несколько ступеней, коробка подчас понижает их по одной, словно наугад или в сомнениях. Зато после варианта Limited с его пресными силами и откровенно медленной автоматикой кажется, что Trailhawk очень даже энергичный.
На дорогах Беларуси, где знаки часто ограничивают скорость ниже шоссейной, мы почти не отключали круиз-контроль, который скрадывал различия силовых агрегатов. Но Trailhawk оказался лучше и по настройкам оригинальной подвески, которая делает ход комфортным. А вот Limited даже на ровном белорусском асфальте вез небрежно. Trailhawk уступает в другом: рулевое у него по-внедорожному расслабленно. Стоит задержать взгляд на многослойном меню медиасистемы, и машина норовит уйти с курса. Наконец, общая проблема семейства Compass — неудобные кресла, и в дальнем пути один этот минус может перечеркнуть все плюсы модели.
Границу пересекли без остановки: въездные полосы открыты, ограничений проезда нет, как нет и сотрудников в форме. Россияне могут попасть в страну без загранпаспорта и прохождения таможенного контроля, но автомобилисты обязаны иметь страховку для выезда за границу, так называемую «Зеленую карту». Если не озаботились заранее, полис можно приобрести буквально у дороги — призывные вывески страховых контор здесь одна за другой. На выезде с контролем иначе: непременно остановят и проверят паспорт. Причина проста — так пресекают попытки незаконного безвизового проникновения в Россию.
Плакаты с пожеланиями счастливого пути «У добры шлях!» позади, а впереди сотни камер. Нет, владельцу автомобиля с российскими номерами извещение о штрафе отсюда не пришлют. Но остановят на одном из местных постов, покажут распечатки нарушений и вежливо попросят оплатить набранные превышения. А если транспорт служебный и превысил другой водитель? «У добры шлях», — водителя никто не задержит и не заставит платить, но машина останется у полицейских.
Пейзажи вдоль трассы до Бреста однообразны. За окном тянутся бесконечные поля, а фермеры стараются оживить картину забавными композициями из прессованного сена — то паровозик, то мельница, то огромный паук. Кроме фотосъемки этих штуковин поводов для остановок и нет. Только для дозаправки. Цены на топливо в стране единые: литр 95-го или солярки — по 1,65 белорусского рубля, литр 92-го — по 1,55. Удобно. Кстати, курс местной валюты к российской — 1 к 31,38.
Сверните с трассы, и Беларусь откроется интереснейшей туристической стороной. Сохранилось многое из наследия Великого княжества Литовского, которое было на этих землях в Средние века. Особенно любопытны замки. До Северной войны 1700–1721 гг. их тут находилось более сотни! Сегодня из главных открытых для посещения объектов — замков или оберегаемых руин — осталось менее двух десятков, тем ценнее каждая достопримечательность. В хорошем состоянии содержатся Лидский, Любчанский, Старый и Новый в Гродно, Коссовский, Гомельский и Кричевский дворцы.
Успеваем посетить отреставрированный Несвижский дворцовый комплекс. Это резиденция аристократической семьи Радзивиллов, одной из самых влиятельных в княжестве Литовском и Речи Посполитой. Ординат Михаил Радзивилл начал строительство в 1583 году, пригласив итальянского архитектора Бернардони. Комплекс сочетал барокко и классицизм, включал в себя трехэтажный дворец, дом управляющего, пекарню, конюшни, литейный цех и казармы. Был расположен на земляном валу высотой в 20 м, имел четыре оборонительные башни и подвесной мост, много раз выдерживал осаду шведских войск. И теперь туристам есть на что посмотреть: здесь в подробностях реконструированы пышные интерьеры.