branding imagebranding image
РБК АВТО
Статьи Екатерина Демишева
Подписаться на Telegram-канал

Суда не будет: что делать, если не согласен с выплатой по ОСАГО

Кто такой финансовый уполномоченный, какое отношение он имеет к страховым компаниям, в каких случаях его можно привлечь для решения споров и как часто он выносит решение в пользу автомобилистов
Фото: Александр Рюмин / ТАСС
Фото: Александр Рюмин / ТАСС

У российских водителей появилась возможность не доводить спор со страховой компанией до суда. Уже несколько месяцев в стране действует финансовый омбудсмен, при помощи которого спорные вопросы можно урегулировать без долгих судебных разбирательств.

Работать со спорными делами по договорам ОСАГО, каско и добровольной автогражданки финансовый омбудсмен начал с 1 июня 2019 года. Однако большая часть водителей до сих пор не знает о существовании такого чиновника либо с недоверием относится к термину «омбудсмен». Хотя на самом деле должность финансового уполномоченного создана для помощи автомобилистам в решении споров, а его работа не требует оплаты.

Кто такой финансовый омбудсмен

Финансового омбудсмена также называют финансовым уполномоченным. Это служба, учрежденная Банком России, которая решает денежные споры между гражданами и финансовыми организациями до суда. По закону страховые компании обязаны исполнять решения финомбудсмена точно так же, как решения суда. Обращение к такому специалисту не требует дополнительных юридических знаний, а заявление можно отправить через интернет.

«С каждым месяцем количество обращений растет. Если в июне в Службу обеспечения деятельности финансового уполномоченного поступило 2390 обращений, в июле число обращений составило уже более 8 тыс., в августе — более 13 тыс., а в сентябре превысило 15 тыс.», — рассказал Autonews.ru Главный финансовый уполномоченный Юрий Воронин.

Чиновник добавил, что с начала года потребители направили обращения в отношении 76 страховых компаний. Подавляющая часть этих обращений (96,1%) касается споров по ОСАГО, из которых наибольшее количество связано с несогласием заявителей с размером страхового возмещения. Средний размер требований автомобилистов составляет 212 тыс. рублей.

Когда можно обратиться к омбудсмену

К финансовому уполномоченному можно обращаться в случаях, когда финансовая или страховая организация нарушила договор. Например, страховая занизила сумму выплаты или вообще отказалась платить деньги. То же касается случаев, когда по вине страховой компании произошла задержка выдачи автомобиля после ремонта, за которую предусмотрены ежедневные пени.

Среди обязательных условий — наличие у водителя действующего договора со страховой компанией, при этом споры могут касаться лишь денег и имущества. Оспорить через омбудсмена можно только прямые убытки, а заниматься компенсацией морального вреда или упущенной выгоды он не будет.

Сколько будут рассматривать обращение

Финансовый омбудсмен принимает решение в течение 15 рабочих дней, если не требуется экспертиза. Если последняя все-таки нужна, то срок рассмотрения обращения увеличивается до 25 дней. Заявления от посредников, например от автоюристов, рассматриваются уже в течение 30 рабочих дней плюс еще 10 дней в случае экспертизы, причем посредник должен будет заплатить за услуги 15 тыс. рублей. Для граждан, которые обращаются напрямую, услуги омбудсмена бесплатны.

Фото: Олег Лозовой / РБК
Фото: Олег Лозовой / РБК

«Следует отметить, что среди всех государств, где действует институт финансового уполномоченного, в России установлен самый короткий срок на рассмотрение обращения потребителя», — рассказал руководитель службы.

Техническую экспертизу проводят организации, отобранные службой финансового омбудсмена. Сотрудники этих организаций могут приехать для осмотра автомобиля в любой город страны. Но в большинстве случаев спор все же рассматривается дистанционно. Правда, омбудсмен имеет право пригласить истца и представителей страховой на очную встречу.

Как оформить претензию

Самый простой путь — оставить заявку через личный кабинет на официальном сайте службы финансового омбудсмена. В течение трех рабочих дней после этого омбудсмен проинформирует о начале работы с претензией. После того как заявление примут, за ходом рассмотрения спора можно следить через сайт службы. Кроме того, гражданин будет получать уведомления посредством СМС и электронной почты. Если при оформлении обращения возникнут вопросы, можно получить консультацию по официальному телефону 8-800-200-00-01 (звонок по России бесплатный).

Фото: Ведомости / PhotoXPress.ru Статьи 18 октября 2019 Реформу ОСАГО притормозили: почему страховка будет дорожать
Фото: Виктор Карасев / Фотобанк Лори Статьи 1 октября 2019 ОСАГО изменилось с 1 октября: как теперь ездить

Можно также отправить обращение обычной почтой. Потребуется составить заявление в свободной форме и прикрепить к нему ответ страховой компании либо копию своей претензии к страховщику с указанием на то, что ответ от компании получен не был. Для ускорения процесса нужно приложить документы, подтверждающие претензии: копии договоров, квитанций и переписок со страховой, а также решение ГИБДД о том, кто именно виноват в аварии. Адрес для корреспонденции: 119017, г. Москва, Старомонетный переулок, дом 3, АНО «СОДФУ».

Что думают страховщики

Многие страховые компании возмущены работой службы, потому что финансовый уполномоченный лишил страховщиков возможности знакомиться с результатами проведенной по его инициативе экспертизы — о результатах компании узнают только из решения уполномоченного, которое для них обязательно.

С момента начала деятельности института количество решений, принятых в пользу потребителей или в пользу страховщиков, было примерно равным. Однако в сентябре впервые больше половины решений (54%) было вынесено в пользу потребителей. Имущественные споры по ОСАГО омбудсмен рассматривает независимо от суммы. На сегодняшний день максимальный размер суммы, взысканной со страховщика в пользу потребителя, составил 950 тыс. рублей.

Фото: Александр Рюмин / ТАСС
Фото: Александр Рюмин / ТАСС

Страховые компании часто предпочитают решить страховой спор с автовладельцем до обращения последнего в службу финансового омбудсмена. Но если спор со страховщиком затянулся или ответ не поступил вовсе, можно смело обращаться за помощью к финансовому чиновнику. А если гражданин будет не согласен с решением финомбудсмена, то тогда у него остается право обратиться в суд.