В Министерстве транспорта подготовили целый ряд важнейших изменений в ПДД. Все они опубликованы на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Одним из самых серьезных нововведений стали планы прописать в правилах понятие «средство индивидуальной мобильности», или сокращенно СИМ.
Проект изменений в ПДД вводит понятие «средство индивидуальной мобильности». Согласно определению, это устройство, предназначенное для передвижения человека посредством использования электродвигателя (электродвигателей) и (или) мускульной энергии человека (роликовые коньки, самокаты, электросамокаты, скейтборды, электроскейтборды, гироскутеры, сегвеи, моноколеса и иные аналогичные средства), за исключением велосипедов и инвалидных колясок. Также проект описывает пользователей СИМ — это лица, использующие для передвижения средство индивидуальной мобильности.
Согласно подготовленным поправкам в ПДД, водителей средств индивидуальной мобильности старше 14 лет обяжут передвигаться исключительно по велосипедным или велопешеходным дорожкам. В случае отсутствия таковых им будет разрешено выехать на тротуар или пешеходную дорожку. Если же нет ни велодорожки, ни тротуара, то пользователям можно будет выехать на обочину.
В остальных случаях владельцам СИМ разрешат выехать на «правый край проезжей части дорог, на которых разрешено движение транспортных средств со скоростью не более 60 км/ч и разрешено движение велосипедов». Отмечено, что выезжать на проезжую часть смогут только владельцы аппаратов, которые оборудованы мотором, но при этом не используют гироскопическую стабилизацию.
Скорость движения водителей таких средств во всех случаях совмещенного движения с пешеходами, а также в жилых зонах, велосипедных зонах и на дворовых территориях не должна превышать 20 км/ч. Таким образом получается, что по обочинам дорог общего пользования такие водители могут ездить быстрее.
При этом детей возрастом до семи лет, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, предлагается приравнять к пешеходам.
Согласно документу, запрещается использование для передвижения средства индивидуальной мобильности лицу, находящемуся в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения. Также нельзя будет пользоваться такими средствами в условиях недостаточной видимости.
Документ предусматривает ряд требований к СИМ: они должны быть оборудованы тормозом, звуковым сигналом, световозвращателями белого цвета спереди, оранжевого или красного цвета с боковых сторон, красного цвета сзади, а также фарой (фонарем) белого цвета спереди, которая в темное время суток или в условиях недостаточной видимости должна быть включена.
«В темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги у средств индивидуальной мобильности, используемых для передвижения, должны быть включены фары или фонари при их наличии», — отмечается в документе.
Пешеходам теперь при вступлении на велосипедную дорожку рекомендуется убедиться в отсутствии опасности столкновения не только с движущимися велосипедистами, но и с лицами, использующими для передвижения средства индивидуальной мобильности. Однако во всех случаях, когда пути пешеходов и водителей СИМ будут совмещены, приоритет будет именно у пешеходов.
Что касается водителей, то при выезде на дорогу с прилегающей территории автомобилисты обязаны будут уступать дорогу не только транспортным средствам и движущимся по ней пешеходам, но и лицам, использующим СИМ. А при съезде с дороги водители должны будут притормозить перед водителями СИМ, пешеходами и велосипедистами, путь движения которых они пересекают.
Глава общественной организации «Союз пешеходов» Владимир Соколов рассказал, что предлагал Минтрансу приравнять таких граждан к водителям транспортных средств. В таком статусе они бы могли нести ответственность за нанесенный пешеходам вред, превышение скорости, езду в нетрезвом виде и оставление места наезда на пешехода. В текущей же ситуации, как считает Соколов, предлагаемые изменения только дают обладателям мобильных средств передвижения больше свободы.
«Например, они теперь смогут официально ездить со скоростью 20 км/час по тротуарам, это в 4-5 раз быстрее пешеходов. Нельзя разрешать ездить по тротуарам быстрее 10 км/час — это максимум, — сказал Соколов Autonews.ru. — А по обочине дорог они могут ехать вообще с любой скоростью. Только представьте, насколько это опасно для их здоровья и насколько сложнее будет водителям следить за дорожной обстановкой».
Осудить водителя СИМ тоже будет невозможно, добавляет Соколов: «Если водитель наедет на пешехода и уедет — никакой суд ничего ему сделать не сможет. Права и ответственность скутеристов ближе к тем, что имеют обычные пешеходы. Устройства с гироскопической стабилизацией, например моноколеса, не могут резко тормозить, совершать быстрые маневры. Для них нужно свое отдельное регулирование».
По оценке Соколова, если требования к пользователям СИМ пропишут в ПДД, это предполагает появление для них отдельных штрафов. Но отслеживать эти нарушения, как считает эксперт, будет некому: «Кто будет замерять скорость, кто будет ловить этих нарушителей? Для них нужна отдельная полиция».
Помимо описания СИМ, проект предусматривает введение нового вида разметки. Так, для совершенствования и оптимизации парковочного пространства предусматривается разметкой 1.7 обозначать зону парковки, в том числе без разделения на машино-места. Для визуального разделения платных и бесплатных зон парковки планируется применять разметку синего и белого цвета соответственно.
Предлагается начать применять знаки «Парковка», дополненные табличками «Платные услуги» и «Инвалиды», что поможет сократить общее количество знаков, установленных на улично-дорожной сети.
Плюс ко всему вводится новый знак «Зарядка электромобилей». Для водителей пассажирских транспортных средств появится знак «Движение автобусов запрещено», действие которого при этом не распространяется на маршрутные такси и школьные автобусы.
В целях исключения разночтений требований ПДД скорректированы действия дорожных знаков 3.27 «Остановка запрещена». Так, добавлена возможность уменьшения зоны действия при помощи установки знаков 5.29 и 6.4, а также 3.29 «Стоянка запрещена по нечетным числам месяца» и 3.30 «Стоянка запрещена по четным числам месяца». Еще одно принципиальное нововведение заключается в том, что интервал времени перестановки автомобилей под этими знаками сдвинут на три часа: вместо промежутка 19:00–21:00 устанавливается интервал 21:00–24:00.