Экспертный центр Probok.net запустил проект по разработке «Новых удобных правил дорожного движения», которые будут понятны водителям и пешеходам, передает корреспондент Autonews.ru. В правила планируется добавить новые знаки, усовершенствованные дорожные конструкции, а также прописать современные принципы организации дорожного движения.
По мнению главы экспертного центра Александра Шумского, нынешняя редакция ПДД и применяемые в ней ГОСТы не только устарели и не учитывают новую дорожную ситуацию на российских дорогах, но и зачастую непонятны всем участникам движения. Шумский предлагает полностью переработать действующие сейчас правила.
Часть нововведений уже знакома автомобилистам и пешеходам — последние несколько лет они внедряются на российских дорогах в рамках так называемых предварительных национальных стандартов (ПНСТ). Их Шумский продвигал как руководитель проектно-технического комитета «Удобная дорога» при Росстандарте.
В числе уже работающих на дорогах новинок — вафельная разметка, уменьшенные и обновленные дорожные знаки, зауженные полосы, разрешенный поворот направо при горящем красном сигнале светофора, а также новая диагональная разметка пешеходных переходов. Теперь же и новые, и разработанные в виде ГОСТов изменения Probok.net предлагает закрепить в новых ПДД.
Как объяснил Шумский корреспонденту Autonews.ru, для обновленных ПДД эксперты Probok.net проанализируют все возможные спорные ситуации, с которыми сталкиваются участники дорожного движения, и предложат пути их решения. Например, новые правила «декриминализируют» ряд нарушений: пешеходам разрешат переходить неоживленные улицы вне зебр, а водителям на улицах без серьезного трафика позволят разворачиваться через одинарные сплошные линии.
Шумский обещает учесть в ПДД понятия, которые сейчас слишком размыто или сложно сформулированы: к примеру, «опасное вождение». А также разъяснить спорные ситуации, как, например, возврат на свою полосу движения после обгона в момент, когда на смену прерывистой разметке приходит сплошная. Сейчас, как утверждает Шумский, ГИБДД по-разному трактует такую ситуацию, иногда соглашаясь, что водители могут так завершать маневр, а иногда выписывая штраф.
Еще один спорный момент — езда мотоциклистов в междурядье. «В случае аварии с участием автомобилиста и мотоциклиста сотрудники ГИБДД не знают, как оформлять такие аварии, — сказал Шумский. — Потому что из них никто формально правила не нарушал. Но при этом такой маневр и не разрешен. Мы предлагаем конкретное решение — со скоростью до 40 км/ч мотоциклистам в междурядье ездить можно, а если мотоциклист будет ехать быстрее, то это будет считаться нарушением и байкера можно будет признать виновником ДТП».
Шумский также предлагает избавиться от надземных переходов в городах, поскольку большинство пешеходов ими просто не пользуются и продолжают перебегать дорогу в запрещенных местах. Вместо этого эксперт предлагает проанализировать такие отрезки и предусмотреть возможность создания безопасных наземных переходов.
«Необходимо законодательно разнести понятия «улица» и «магистраль», — сказал эксперт. — Мы тратим деньги на содержание переходов, которыми никто не пользуется. В итоге получается даже хуже: водители, видя такие конструкции, не ожидают, что люди будут выбегать на дорогу».
В новых правилах зафиксируют также регламент пропуска
машин спецслужб «елочкой» во время заторов. Так, чтобы пропустить «скорую» водители должны будут не просто освободить полосу, что может оказаться проблематичным в глухом заторе, а заехать на соседний ряд под углом. Правый ряд — направо, а левый — налево.
На сбор, анализ и формирование новых ПДД, по оценке главы Probok.net, у организации уйдет полтора-два года. После чего полученные результаты вынесут для общественного и профессионального обсуждения. «Мы предлагаем использовать доступный людям язык, а сами знаки сделать интуитивно понятными, чтобы водители не путались и чтобы у них не замыливался глаз от обилия разной информации. Сроки внедрения будут зависеть от позиции правительства — посмотрим на реакцию чиновников», — сказал Шумский.
Эксперт уверен, что новые правила можно будет запустить довольно быстро: «Сейчас мы хотим собрать команду, найти партнеров в Минтрансе, в правительстве. Поскольку ГИБДД, конечно, весьма консервативная организация».
Внедрять идеи из новых ПДД предлагается планомерно в порядке экспериментов в разных регионах. Как заверил Шумский, Москва полностью готова первой поддержать и внедрить новые предложения Probok.net: «Например, у нас есть в планах запуск нового «квадратного» светофора. Под него мы запустим отдельный эксперимент. И под каждое нововведение будем организовывать отдельный эксперимент. После чего будем смотреть, как на все это отреагируют люди. Для проведения таких тестов у нас всегда есть Москва, которая на все готова».
Названные центром предложения уже поддержали в столичном ЦОДД. Как заявил заместитель руководителя по развитию и совершенствованию велосипедного и пешеходного пространства Артур Шахбазян, положительный эффект на ситуацию с дорожным движением в Москве уже оказало внедрение вафельной разметки, заужение полос движения, создание освещенных переходов с островками безопасности и снижение количества дорожных знаков на дорогах.
В дальнейшем Шумский предложил задуматься о создании единых унифицированных международных ПДД, в работе над которыми «Россия могла бы стать первопроходцем».
Однако вопрос о координации организации Probok.net и ГИБДД остается открытым. Так, близкие к обеим сторонам источники признают, что в Госавтоинспекции будут всячески препятствовать внедрению предложенных нововведений. Ранее в ГИБДД уже критиковали предложенные Probok.net предварительные национальные стандарты, которые и лежат в основе будущих новых правил.
На прошедшей в октябре в Екатеринбурге всероссийской конференции ГИБДД заместитель начальника Госавтоинспекции Олег Понарьин во время одного из круглых столов с участием экспертов из РосдорНИИ поднял вопрос о том, что с появлением ПНСТ некоторые регионы начали сомневаться, какие именно стандарты использовать при организации дорожного движения: новые от Probok.net или действующий нацстанд в рамках ГОСТ Р 52289-2004 «Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».