Водители жалуются, что получают штрафы за неправильную парковку, выполняя требования сотрудников ГИБДД об остановке. Полицейские могут потребовать у водителей остановиться практически в любом месте, и автомобилистам иногда приходится нарушать ПДД: например, переезжать через сплошную линию разметки или заехать на остановку общественного транспорта.
Некоторые водители намеренно игнорируют требования инспекторов, опасаясь административных штрафов, и проезжают дальше до разрешенного для стоянки/остановки места. В ГИБДД Москвы по запросу Autonews.ru разъяснили, в каких случаях такая остановка законна и какие требования должны соблюдать сами сотрудники полиции, чтобы оградить водителей от последующих проблем.
Согласно административному регламенту МВД (утвержден приказом МВД России от 23 августа 2017 г. № 664), инспектор ГИБДД может остановить любое транспортное средство, только если это не противоречит ПДД, причем с учетом мер, направленных на обеспечение безопасности других участников дорожного движения. То есть инспектор должен понимать, что его требования не приведут к аварийной ситуации на дороге.
В ГИБДД Москвы объяснили, что не допускается тормозить транспортные средства на участках дорог, где их остановка запрещена ПДД. Однако есть исключения. Например, такая остановка может быть связана с необходимостью пресечения преступления — инспекторы могут разыскивать конкретный автомобиль по ориентировке. Либо если сотрудник ГИБДД видит, что автомобилист совершает административное правонарушение.
Также инспектор может подать сигнал об остановке даже в запрещенном знаком или разметкой месте, если работает над предотвращением реальной угрозы причинения вреда жизни, здоровью, имуществу участников дорожного движения. Например, если произошла серьезная авария и водители должны дождаться устранения ее последствий, либо если у инспектора есть основания предполагать, что за рулем находится преступник.
Иногда инспекторы обустраивают временные посты либо устанавливают заграждения при проведении спецопераций — например, ловят нетрезвых автомобилистов. В таком случае патрульные автомобили должны стоять с включенными специальными световыми сигналами. «В случае необходимости остановки транспортных средств в местах, где их остановка запрещена правилами дорожного движения, сотрудником принимаются меры по обеспечению безопасности дорожного движения», — объяснили в ГИБДД Москвы.
Поводами для остановки помимо проверки документов являются непосредственное нарушение ПДД, а также информация о том, что автомобиль или водитель могут быть замешаны в противоправных действиях, объяснил в беседе с Autonews.ru ведущий юрист Европейской юридической службы Орест Мацала. Также, по словам эксперта, инспектор ГИБДД может остановить водителя, чтобы привлечь его в качестве свидетеля или понятого либо при необходимости использовать гражданский автомобиль в служебных целях.
Мацала также поясняет, что в соответствии с п. 2.4 ПДД и нормами законодательства водитель обязан выполнить требование сотрудника ГИБДД об остановке немедленно. «При подаче сигналов об остановке должно быть указано место, где это нужно сделать. Поскольку водитель не может на месте определить, была ли у сотрудника ГИБДД обоснованная причина остановки транспортного средства в конкретном месте, то такое требование, безусловно, должно быть выполнено, — сказал юрист. — При этом сам инспектор обязан проконтролировать, чтобы такая остановка не была запрещена и не создавала угрозу безопасности другим участникам дорожного движения, за исключением ситуаций, когда это обоснованно».
Существуют исключения и из этих правил. Так, если водитель видит требование инспектора ГИБДД об остановке, но оно создает явную угрозу жизни, здоровью и имуществу самого автомобилиста или других людей, то такое указание можно проигнорировать, объясняет адвокат. Это не означает, что можно просто проехать мимо: нужно остановиться максимально близко, но в безопасном месте.
«В этом случае опереться можно на положение ст. 2.7 КоАП, согласно которому нельзя считать административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости», — сказал Мацала.
Если водитель не остановится по требованию инспектора ГИБДД, нарушителя ждет ответственность согласно ч. 2 ст. 12.25 КоАП России «Невыполнение требования о предоставлении транспортного средства или об остановке транспортного средства». За это предусмотрен штраф от 500 до 800 рублей. В таком случае за автомобилистом, скорее всего, устроят погоню, после чего проведут более тщательную проверку.
Иногда водитель может просто не заметить, что инспектор указал ему на остановку. В таком случае избежать ответственности можно. «Сигналы сотрудника ГИБДД участникам дорожного движения должны подаваться четко и понятно, — уточнил адвокат. — Если инспектор нечетко обозначил свое требование, то наказывать водителя не за что». Однако при обжаловании вышестоящее должностное лицо или суд может просто не поверить словам водителя. Поэтому такая позиция может быть успешной лишь при наличии в автомобиле видеорегистратора либо свидетельских показаний.
Случаи получения штрафов с камер за нарушения ПДД в момент общения с инспекторами ГИБДД регулярно происходят в Москве. Недавно один из автомобилистов рассказал, что вынужден был по требованию инспектора оставить машину в запрещенном для парковки месте и уехать на медосвидетельствование, после чего получил штраф от Московской административной дорожной инспекции (МАДИ).
В ГИБДД Москвы тогда заявили, что работа МАДИ по постановлениям за административные правонарушения не находится в компетенции полицейского ведомства. Но подчеркнули, что при несогласии с составленным материалом за административное правонарушение водитель вправе обжаловать его в порядке, установленном главой 30 КоАП.
В МАДИ же Autonews.ru объяснили, что, если остановка под запрещающим знаком была вынужденной, автомобилист может обжаловать постановление. Подать жалобу можно онлайн, причем заполнение формы на портале mos.ru займет не более 10 минут.
Инспекторы ГИБДД по просьбе корреспондента Autonews.ru дали несколько советов водителям о том, как правильно общаться при проверке документов. «Представьте, как бы вы сами хотели, чтобы с вами разговаривали в этот момент, — говорят опрошенные инспекторы. — Если водители отвечают на вопросы спокойно, не нервничают, выглядят адекватно, то у нас не возникнет никакого желания устраивать им «тяжелую жизнь», из вредности везти на медосвидетельствование, которое занимает много времени и требует составления множества бумаг. Наоборот, нам хочется быстрее отпустить такого человека и заняться более важными делами».
Инспекторы также признаются, что если заподозрят водителя в употреблении алкоголя или запрещенных средств, то все дальнейшее общение и наводящие вопросы будут сконцентрированы вокруг этой темы. Ведь инспекторы в том числе несут ответственность и за то, что отпустят водителя в измененном сознании обратно на дорогу.