АвтоВАЗ подписал соглашение с General Motors о выкупе у североамериканской компании 50% акций их совместного предприятия GM-AVTOVAZ, которое на 100% перейдет под контроль российской компании. Об этом Autonews.ru сообщили в пресс-службе АвтоВАЗа. При этом финансовые подробности сделки там не раскрыли.
В рамках соглашения завод, принадлежавший СП, в течение определенного периода времени продолжит выпуск и продажу автомобилей Niva под маркой Chevrolet. По словам представителя пресс-службы, на переходный период уйдет от нескольких месяцев до года. В дальнейшем автомобиль будет выходить под брендом Lada. Также в перспективе компания GM-AVTOVAZ получит новое название.
«Предприятие GM-AVTOVAZ продолжит выпускать автомобили под брендом Chevrolet, а через какое-то время модели получат шильдики Lada, — пояснили в пресс-службе. — Таким образом АвтоВАЗ вернул себе историческое имя Niva, которое также вошло в периметр сделки. Машину будут выпускать в текущем виде, поскольку на нее есть стабильно высокий спрос. Она не будет пересекаться по потребителям с новой Lada 4x4. У этих моделей совершенно разная целевая аудитория. Это будут две разные машины».
Как пообещали в АвтоВАЗе, никаких изменений для сотрудников обоих предприятий не планируется. Действующие контракты с поставщиками и дилерскими центрами Niva останутся неизменными в течение всего переходного периода. Всего в GM-AVTOVAZ работает около 500 сотрудников, включая руководителей и рабочих.
Президент и генеральный директор АвтоВАЗа Ив Каракатзанис поблагодарил партнеров из GM за более чем 18-летнее плодотворное сотрудничество: «В рамках соглашения АвтоВАЗ получит второй классический внедорожник в линейке автомобилей. Предложение Niva органично дополнит легендарный 4x4 и поддержит дальнейшее развитие АвтоВАЗа. Исторически производственные процессы СП глубоко связаны с основной площадкой АвтоВАЗа в Тольятти, что является отличной отправной точкой для дальнейшего развития с целью повышения уровня удовлетворенности покупателей нашей знаменитой Niva».
В пресс-службе GM-AVTOVAZ такое решение подтвердили и объяснили его тем, что в России GM уже много лет сфокусирован на развитии линейки своих премиальных моделей. «Это решение было принято на уровне штаб-квартиры, обе стороны посчитали такой шаг взаимовыгодным, и мы только можем поблагодарить своих партнеров, — отметили в пресс-службе GM. — В России GM представлен брендами Cadillac и Chevrolet, сейчас мы сфокусированы на расширении модельного ряда этих марок».
Решение о продаже культового для автомобилистов имени Niva всегда было причиной для расстройства в АвтоВАЗе последние несколько лет. По данным Autonews.ru, руководство компании рассматривало различные способы возврата названия, ставшего известным на весь мир благодаря внедорожным качествам автомобиля из Тольятти. Не исключался вариант выкупа одного только имени модели, но стоимость возможной сделки оказалась слишком высокой.
Теперь же АвтоВАЗ использовал удачный момент для получения полного контроля над СП, когда перед GM в России стоят совсем другие цели. Для покупателей поначалу ничего не изменится — судя по заявлениям АвтоВАЗа, цены на модель останутся прежними. А в дальнейшем у поклонников модели есть шанс дождаться наконец ее обновления — АвтоВАЗ в этом заинтересован гораздо больше по сравнению с американским руководством.
Теоретически обновленная Niva в будущем могла бы составить конкуренцию Renault Duster. Чтобы развести две эти модели, АвтоВАЗу нужно будет сохранить для Niva определенную утилитарность. При этом появление обновленной модели Duster в России, которое рано или поздно должно произойти, заметно упростит задачу при формировании портфолио моделей Альянса. Эксперты также ожидают, что АвтоВАЗ вложится в обновление своего модельного ряда.
Директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков назвал решение АвтоВАЗа долгожданным и спрогнозировал, что на модель Lada Niva и в текущем ее виде будет держаться стабильный спрос: «Это нишевая конкурентоспособная модель, которая пользуется в России стабильным спросом, поэтому логично продолжить ее выпуск, а в дальнейшем — думать над обновлением. Сменить шильдик проблемы никакой не составит, и люди продолжат покупать эту машину. Сборочный цех у GM на текущий момент достаточно современный, поэтому никаких проблем на пути этого плана я не вижу».
В свою очередь аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов считает, что GM решил отказаться от участия в СП, поскольку дальнейшая работа предполагала серьезные инвестиции в обновление постепенно устаревающей модели: «Для GM российский рынок не стратегический, они заморозили свое основное производство, а теперь решили избавиться от последнего актива, потому что пришло время инвестировать. Обновление модельного ряда просто необходимо, и логично, что этим будет заниматься АвтоВАЗ».
Производство ВАЗ-2121 началось на АвтоВАЗе 5 апреля 1977 года. Модель стала первой собственной разработкой предприятия — в ее создании полагались только на свои силы и не использовали технологии Fiat. «Ниву» быстро оценили за ее внедорожные свойства и надежность не только на отечественном рынке — машину успешно поставляли и на экспорт.
За время производства автомобиль пережил совсем немного обновлений. Варианты обновленной «Нивы» появились еще в конце 80-х годов, но концепт новой модели ВАЗ-2123 показали только в 1998 г. на Московском международном автосалоне. В 2001 г. в Тольятти даже началась предсерийная сборка, но предприятие с трудом переживало кризис 1998 г. и не смогло запустить серийное производство.
Для того чтобы начать проект, 27 июня 2001 г. было принято решение создать СП с General Motors. Набор персонала начался с 27 августа, а строительные работы — с октября 2001 года. Вклад сторон в уставный капитал СП составил $238,2 млн: General Motors вложил $99,1 млн денежными средствами и оборудованием (41,61%). АвтоВАЗ также инвестировал $99,1 млн, передав интеллектуальную собственность (патенты, свидетельства и торговую марку на автомобиль Niva (модель 2121), инженерные системы, здания и сооружения (41,61%).
В свою очередь, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) вложил $40 млн денежными средствами (16,78%) и выдал кредит на $100 млн. Общая сумма инвестиций в проект составила $338,2 млн. В итоге Chevrolet стал использовать знаменитый бренд для продвижения своих моделей, а с 2005 года выпускаемая на АвтоВАЗе модель Niva сменила название на Lada 4x4.
В 2012 году на заводе рассказывали, что работают над Chevrolet Niva нового поколения — представить модель планировалось в 2016 году. На Московском автосалоне 2014 г. даже был представлен концепт-кар Chevrolet Niva. Производство хотели начать в новом цехе в Тольятти, причем машину планировали оснастить мотором от PSA Peugeot Citroen мощностью 135 л. с., над коробкой передач и раздаткой работали специалисты из Индии и Италии. Под проект построили штамповочный и кузовной цеха в Тольятти, там успели выпустить несколько предсерийных образцов и провести испытания. Но в итоге проект заморозили.
Внедорожник Chevrolet Niva текущего поколения оснащен 1,7-литровым бензиновым мотором, выдающим 80 л. с. и 125 Н·м крутящего момента. Двигатель сочетается с пятиступенчатой механической трансмиссией и постоянным полным приводом с двухдиапазонной раздаточной коробкой и блокируемым межосевым дифференциалом. Цены на автомобили стартуют с отметки 687 000 рублей. Продажи модели год от года были относительно небольшими, но стабильными. Так, в 2016 г. было продано 29 844 единиц, в 2017-м — 31 212 единиц, а в 2018-м — 29 235 штук. За девять месяцев 2019 г. россияне купили около 15 тыс. этих автомобилей.