Длинный черный автомобиль представительского класса кажется не самым удобным транспортом для подъема к Вердонскому каньону. Если, как и положено, по-царски развалиться на заднем ряду с ноутбуком, быстро укачает. А если пойти наперекор стереотипам, сев за баранку, подогнать под себя сиденье и руль и стартануть под звуки 460-сильного мотора навстречу ближайшей шпильке, негативные ощущения сменят азарт и горящий взгляд. Езда на пределе по узким горным серпантинам — это настоящее удовольствие.
Редкий случай: трое седоков буквально боролись за то, чтобы сесть за руль длиннобазной версии Audi A8. Оставшиеся двое делили место рядом с водителем и проигравшим в любом случае считался тот, кто окажется сзади в окружении планшетов с доступом к интернету, с собственной климатической установкой и практически персональным диваном-кроватью. Хотя в нормальных условиях люди поборолись бы за правое сиденье заднего ряда.
Задние места в A8 поистине шедевральны. Это настоящие спа-кресла с функцией массажа для ног и подогрева ступней. Массаж спины после такого можно считать делом обыденным. Но в условиях турбулентности скоростного подъема и массаж, и подогрев ступней казались балластом. Как и голосовой помощник, который способен даже вести интеллектуальную беседу. Программа задает вопросы, предлагает варианты и уступает говорящему, когда ее перебивают.
Всего 50 км отделяют равнинную часть Прованса от вида на самый большой каньон Европы. И большая часть пути проходит по серпантину вверх. Виноградники сменяются озерами, потом появляются скалы с камерными водопадами. А на самом верху ждут захватывающие виды на 25-километровый каньон глубиной 700 м с парящими на расстоянии вытянутой руки беркутами.
С каждой новой петлей дороги усиливается ветер. После парочки селфи на местах для фото экипаж быстро возвращался в уютный кожаный салон автомобиля, согретый отопителем. Ближе к верху пассажиры вообще перестали из него выходить, делая снимки извилистой горной реки бирюзового цвета просто через открытое окно. Природа этих мест очаровывает вечностью примерно так же, как система полного привода Audi Quattro своей стабильностью.
Чем выше скорость автомобиля, тем лучше A8 цепляется за асфальт, изредка повизгивая зимней резиной. То, что самый большой седан Audi идеально едет по прямой ровной дороге автотрассы, не смогут оспорить даже владельцы BMW. Но то, что машина окажется бодрой и злой на быстрых извилистых серпантинах, приятно удивило. На разгон до «сотни» у A8 с 4,0-литровым мотором, системой mild hybrid и 8-ступенчатой коробкой Tiptronic уходит 4,5 секунды, хотя речь идет о длиннобазном лимузине. Таким цифрам позавидует даже спорткар. Удивительно, но приятных эмоций от управления Audi A8L дарит столько, что на секунду ее можно спутать даже с R8.
Mild hybrid, или мягкий гибрид, в этих условиях работает очень интересно. Это устройство является штатным для всех комплектаций А8: двигатель внутреннего сгорания комплектуется стартером-генератором с ременным приводом и литий-ионным аккумулятором, который накапливает энергию при торможении. Система позволяет Audi A8 двигаться накатом на скорости от 55 до 160 км/ч с выключенным мотором около 40 секунд. Как только водитель нажимает газ, стартер запускает двигатель.
Вторая часть пути проходила в салоне удлиненного седана Audi A6, и вся команда испытала дежавю: вылезать из-за руля снова не было никакого желания ни в тихом городе, ни в лесных переездах. Даже с учетом того, что природа вокруг была как с открытки, а шумоизоляция салона так крепко ограждала седоков от внешних шумов, что приходилось иной раз открывать окно, слушая звуки природы.
Передний бампер автомобиля усеян датчиками и камерами, среди которых есть и сканирующий пространство перед машиной лидар. Это важная часть искусственного интеллекта Audi, которая помогает видеть препятствия спереди, различать знаки, разметку и обочину. Чаще всего автомобиль и сам знает, когда затормозить и где разогнаться. Но все-таки проверяет, держит ли водитель руки на руле, и мягко вибрирует, если считает, что он отвлекся.
Трудно сказать, кто больше принимал участие в управлении — водитель или электроника. То, как филигранно машина вписывалась в повороты на скорости, говорит скорее о качестве настройки шасси и электронных систем-помощников, но очень хочется думать, что мастерство водителя все еще имеет значение. А Audi А6 не делает все сама, а просто помогает и подсказывает.
Самым удивительным кажется тот факт, что, с точки зрения пассажиров, как по оснащению, так и по настройкам и балансу шасси разница между А8 и А6 кажется почти несущественной. Значение имеет лишь размер и мощность, а с этим в обоих случаях все в порядке. Тестовый А6 был оснащен 3,0-литровым TFSI мощностью 340 л. с. и семиступенчатой S-tronic. Достанься «шестерке» самый мощный мотор от А8, это был бы уже «заряженный» седан с шильдиком RS. Но и без него наш спуск со скалистого серпантина на равнину получился быстрым, мощным и нахрапистым.
Несмотря на это, настоящее и почти первобытное удовольствие от вождения, которое получаешь, управляя этими лимузинами, Audi все равно держит курс на доводку автопилотных технологий для всей модельной линейки. Автомобили уже почти готовы передвигаться самостоятельно, и это немного грустно, потому что электроника все больше превращает красивые технологии и часы работы испытателей просто в сухие цифры технических спецификаций. Эмоции заменяются прагматичными цифрами, а блеск в глазах уступает место холодному расчету — примерно так, как это происходит в дилерском центре при обсуждении стоимости покупки.