Падение продаж на российском рынке продолжается восьмой месяц подряд, и прогнозы экспертов не предполагают положительных тенденций. Более того, ситуация на российском рынке может значительно ухудшиться уже с начала 2020 года. Цены на новые автомобили поднимут большинство компаний, и в первую очередь это коснется импортируемых машин премиального сегмента. Подорожания едва ли избежит и масс-маркет.
Утилизационный сбор был введен в России в 2012 г. и был трижды проиндексирован начиная с 2016 года. В 2020 г. ставки будут вновь повышены, и в первую очередь это коснется сегмента легковых автомобилей. В среднем ставки вырастут на 110,7%, то есть более чем в два раза. При этом для машин с двигателем до 1 л утильсбор возрастет на 46,1%, а для автомобилей с двигателем от 3,5 л — на 145%. К последней категории чаще всего относятся премиальные автомобили. В самом массовом сегменте автомобилей с двигателем от 1 до 2 л увеличение утильсбора составит 112,4%.
В Минпромторге такие меры объяснили необходимостью сбалансировать расходы на развитие системы утилизации. Но повышение может стать одним из факторов роста стоимости автомобилей в 2020 году. Больше всего это может отразиться на премиум-сегменте, так как именно на него приходится основная доля импорта. Кстати, в отношении автомобилей, ввозимых для личного пользования, и электрокаров ставки не изменятся.
Первыми в связи с повышением утилизационного сбора тревогу забили автодилеры. Еще до принятия окончательного решения ассоциация «Российские автодилеры» (РоАД) направила в адрес президента Владимира Путина и премьера Дмитрия Медведева письмо с просьбой отказаться от этого решения. В документе объяснялось, что подобная инициатива грозит потерей рентабельности для иностранных брендов и отказом от импорта целого ряда моделей.
Следствием повышения утильсбора станет закрытие не менее 200–300 дилеров и увольнение не менее 20 тыс. сотрудников, а также сокращение налоговых платежей. По подсчетам РоАД, увеличение утилизационного сбора и инфляция приведут к подорожанию автомобилей на российским рынке примерно на 5%. На этом фоне дилеры ожидают падения продаж на 8% по итогам 2020 года.
Руководитель направления по работе с ключевыми клиентами ГК «АвтоСпецЦентр» Александр Захаров считает, что в 2020 году, как и в 2019-м, на авторынке сохранится отрицательная динамика. Эксперт связывает это с низкой покупательной способностью населения, высокой закредитованностью и невысокой активностью авторынка в целом.
«В следующем году ожидается рост цен на новые автомобили, связанный с повышением утилизационного сбора и инфляцией, — сказал Захаров Autonews.ru. — При этом рост цен будет не таким значительным, как в прошлом году в связи с повышением НДС, и составит +5–10% в зависимости от бренда. Свою роль сыграет и сегмент: массовый подорожает меньше, премиум — больше. Снижение ключевой ставки Центробанка в следующем году сделает автокредиты доступнее. Но без комплексных и масштабных программ господдержки рынок вряд ли покажет рост».
Власти, напротив, считают, что повышение утилизационного сбора не отразится на стоимости автомобилей. Правда, министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров уточнил, что речь идет о машинах, которые производятся в России. По его словам, удержать цены на такие машины можно будет благодаря мерам господдержки. Что касается импортных автомобилей, то доля индексации утилизационного сбора в их стоимости, по мнению чиновника, составляет всего от 2% до 5%. Ожидается, что новые ставки утильсбора могут принести в бюджет более 150 млрд руб. в следующем году.
Некоторые автомобили подорожают из-за дифференциации субсидий. Ряд автопроизводителей в беседе с Autonews.ru рассказали, что намерение правительства ввести дифференциацию промышленных субсидий в зависимости от глубины локализации также приведет к росту цен. В первую очередь это коснется компаний с низкой локализацией.
Как рассказали участники рынка, уже с 2020 г. все, кто ранее подписал с правительством так называемые специнвестконтракты (СПИКи), смогут рассчитывать только на половину обещанных субсидий, призванных компенсировать утильсбор. Для получения полного объема поддержки придется набирать локализационные баллы вплоть до максимальных 4000. Суть балльной системы прописана в постановлении правительства № 719.
«Мы против любой дифференциации объема субсидий, направленных на компенсацию утилизационного сбора. Если данное решение будет утверждено, очевидно, что повышение цен неизбежно. А это, в свою очередь, негативно отразится на клиентах и на локальном производстве», — заявили в представительстве одного из популярных в России автобрендов.
В другом крупном концерне заявили, что в целом идея с дифференциацией не так плоха, но требование набирать по 4000 баллов кажется слишком жестким. Еще один из источников в автокомпаниях отметил, что в проигрыше от таких условий, в частности, окажутся «Автотор», Toyota и Peugeot.
Пока официально о повышении цен на свою продукцию заявили пять автопроизводителей. Практически все эти компании относятся к премиум-сегменту. Одним из первых о корректировке своих прайс-листов после повышения властями утилизационного сбора заявил BMW. Большинство автомобилей баварского бренда с 1 января в среднем подорожают на 2%. В самой компании считают, что им удалось ограничиться «минимальным повышением», заметив, что стоимость некоторых моделей, например BMW 2-Series Gran Coupe Online SE, BMW X5 M Competition и BMW X6 M Competition, осталась без изменений.
Повысить цены сразу на весь свой модельный ряд в России с 1 января решила шведская Volvo. Автомобили прибавят в цене от 30 до 110 тыс. руб., причем сильнее всего подорожает кроссовер XC60, который комплектуется 190-сильным дизельным мотором. Менее заметно подорожает полноприводный универсал V60 Cross Country c 250-сильным бензиновым агрегатом. Подорожание не обошло стороной и автомобили Jaguar и Land Rover. Исключением лишь стал кроссовер I-Pace, который на данный момент является самым популярным электрокаром в стране.