branding imagebranding image
РБК АВТО
Статьи Алина Распопова
Подписаться на Telegram-канал

Да, это Гон. Хроника побега экс-главы Renault–Nissan–Mitsubishi

Свадьба за счет Renault, ящик для музыкальных инструментов, пилоты-сообщники, пенсия 765 тыс. евро и другие подробности о самом громком побеге в 2020-м
Да, это Гон. Хроника побега экс-главы Renault–Nissan–Mitsubishi

Дерзкий побег из-под домашнего ареста в Японии организовал бывший руководитель одного из крупнейших в мире автомобильных альянсов Renault–Nissan–Mitsubishi. Карлос Гон, которому грозит минимум десять лет тюремного заключения за многомиллионные финансовые махинации, нелегально покинул страну и укрывается на родине в Ливане. У этой страны нет договоренностей о выдаче своих граждан с другими государствами. Объясняем, почему одному из крупнейших мировых топ-менеджеров пришлось пуститься в бега и как скандал повлиял на работу Renault–Nissan–Mitsubishi.

Первая версия: Гона вынесли в ящике для музыкальных инструментов

Японские журналисты утверждают, что 29 декабря в дом, где Карлос Гон находился под домашним арестом, приехали музыканты, чтобы поздравить с наступающим новым годом всех жильцов. Именно они якобы посадили Гона в ящик для музыкального оборудования и незаметно для охраны вынесли опального топ-менеджера с территории.

Находящийся под стражей с ноября 2018 г. Карлос Гон добился того, чтобы его перевели под домашний арест и поселили в частном доме, там он находился с весны 2019 года. За эту возможность его адвокаты внесли залог в $4,5 млн. Гон имел право выходить за пределы своего жилища и даже ночевать не дома, но не более одной ночи. Также он обязан был каждый месяц предоставлять в правоохранительные органы Японии полный список лиц, с которыми он встречался. Видеться с супругой Кэрол ему было запрещено. Получается, что все это время Гон жил один, а чтобы выйти из дома, прятаться в футляре у него не было необходимости. Именно по этой причине первая версия побега вызывает сомнения у следствия.

Вторая версия: помогли пилоты частных самолетов

Позже в распоряжение японской общественной телерадиокомпании NHK попали записи с камер наружного наблюдения, направленных на дом Гона в Токио. На них видно, как Гон вышел из дома в полдень 29 декабря 2019 года. А уже в 23 часа на частном самолете он вылетел из международного аэропорта Кансай в Осаке (402 км от Токио) в Турцию. Этот самолет прибыл в Японию в этот же день из Дубая. Ночью все его пассажиры и груз прошли таможенный и паспортный контроль — пассажир по фамилии Гон зарегистрирован не был, ничего подозрительного на борту также не нашли.

По словам очевидцев, в самолете было несколько чемоданов и крупногабаритных боксов высотой около метра. Через 12 часов самолет оказался в Стамбуле. Оттуда Гон добрался до Ливана, в Бейрут. Предполагается, что он использовал свой новый французский паспорт либо сбежал под другим именем. Позже один из сотрудников турецкой авиакомпании признался, что исключил из официальных документов имя Гона.

Зачем Гону понадобилось бежать из Японии

Гону в Японии грозило минимум 10 лет лишения свободы и крупный штраф. По предъявляемым ему обвинениям в этой стране практически никогда не выносятся оправдательные приговоры. Все началось с того, что в ноябре 2018 г. в Nissan тайно провели внутреннее расследование в отношении Гона из-за анонимного сообщения с обвинениями в коррупции и финансовых махинациях.

В Nissan пришли к выводу, что Гон продолжительное время умышленно занижал сумму своих выплат от компании, чтобы уходить от налогов. Так, с 2011 по 2015 г. он якобы заработал около $89 млн, но задекларировал только половину из них. Также Гона обвинили, что он смог скрыть еще $37 млн дохода в период с 2015 по 2017 г. Выяснилось также, что в 2008 г. компания по управлению его личными активами понесла убытки порядка $16,7 млн. Кроме того, японские СМИ сообщали, что у Гона было множество фиктивных фирм, через которые он якобы перечислял средства Nissan. Подозрения пали и на сестру Гона, которая работала на несуществующей должности в Nissan и получала зарплату.

Изначально со стороны французских властей никаких финансовых вопросов к Гону не поступало. Однако в 2019 г. в Renault решили проверить условия проведения свадьбы Гона в Версале — оказалось, что мероприятие провели за счет компании. Дополнительная внутренняя проверка выявила недостатки в финансовой гласности и процедурах контроля расходов. Некоторые действия бывшего главы Альянса совет директоров Renault назвал «скрытыми и достойными осуждения».

Что Гон собирается делать дальше

Свой поступок Гон объяснил «политическим преследованием». Он также подчеркнул, что не собирается оставаться «в плену несправедливой японской судебной системы», и пообещал выступить с заявлением для прессы в ближайшую среду.

«Я сейчас нахожусь в Ливане и больше не буду заложником японской системы фальсифицированного правосудия, где виновность предопределена, свирепствует дискриминация и отрицаются основные права человека. Я не скрылся от правосудия — я избежал несправедливости и политического преследования. Теперь я наконец могу свободно общаться со средствами массовой информации и с нетерпением жду начала следующей недели», — заявил Гон.

Тем временем в Интерпол поступил запрос от правительства Японии на арест беглеца.

Фото: youtube.com / Carlos Ghosn Новости 9 апреля 2019 Карлос Гон в видеообращении заявил о своей невиновности
Фото: Global Look Press Новости 22 апреля 2019 Карлосу Гону предъявили новые обвинения

Версия Гона: что было на самом деле в Nissan

В апреле 2019 г. Гон выпустил видеообращение, в котором заявил, что его арест является заговором конкурентов, которые не заинтересованы в более тесном сотрудничестве между Nissan и Renault. Речь шла о возможном слиянии двух компаний.

Гон потерял все посты во всех компаниях. В Renault также отказались выплачивать Гону «золотой парашют» и оговоренную ранее пожизненную пенсию в €765 тыс. ежегодно.

Кто вообще такой Карлос Гон и почему его все обсуждают

Карлос Гон — один из самых известных топ-менеджеров в отрасли автомобилестроения. В 1999 г. он спас японский Nissan от банкротства за счет резкого сокращения расходов, превратив убыточное предприятие в один из локомотивов японской экономики. При его непосредственном участии был создан альянс Renault, Nissan и Mitsubishi, установлены прочные партнерские отношения с российским АвтоВАЗом, немецким Daimler и китайскими Dongfeng. С 2012 по 2016 г. он был председателем совета директоров АвтоВАЗа.

После скандала с Гоном масштабные увольнения и перестановки стали происходить в топ-менеджменте всех компаний — участников Альянса. Такой управленческий кризис неизбежно будет отражаться на развитии партнеров и близких к ним марок, например Infiniti — премиальном подразделении Nissan. Так будет происходить до тех пор, пока в Альянсе не появится стабильное руководство, тогда компании получат возможность полностью сосредоточиться на совместной работе.

Сейчас для этих целей Nissan, Renault и Mitsubishi создали специальный операционный совет альянса, перед которым поставили задачу найти баланс в работе и взаимоотношениях между автомобильными гигантами. Тем не менее предстоящее выступление Гона перед прессой может вскрыть новые претензии к текущему руководящему составу компаний.