Большинство глобальных изменений для автомобилистов с 2019 года перенесли на 2020-й. Тем сложнее стало разобраться, за что водителей уже начнут штрафовать с нового года, а чего еще придется подождать. Разбираемся, к чему готовится и как ездить в наступившем году.
С 2020 г. на дорогах начнут устанавливать новые знаки — таблички «Фотовидеофиксация» на желтом фоне. Их будут использовать для предупреждения о мобильных камерах-треногах. Такое решение приняли после того, как президент России Владимир Путин потребовал перестать специально прятать комплексы фиксации нарушений ПДД на опасных участках дорог.
С 31 марта заработает новый ГОСТ, согласно которому в России на автомобили начнут выдавать дополнительный документ — «этикетку энергоэффективности». В нем будет написано, сколько машина потребляет топлива на 100 км хода и сколько углекислого газа при этом выбрасывается в атмосферу, а в случае с электромобилями — расход энергии и запас хода. Документ будет добровольным — никакой ответственности за отсутствие справки не появится. Смысл документа лишь в том, чтобы стимулировать выпускать и приобретать более энергоэффективные транспортные средства.
На портале госуслуг в 2020 г. обещают запустить новый сервис для продажи и покупки подержанных автомобилей физлицами. Покупатели смогут получить достоверные данные обо всех параметрах интересующей их машины и проверить ее историю, число владельцев, наличие ограничений. Все данные о продавце и покупателе будут заполняться автоматически, что избавит от необходимости лично ехать в ГИБДД. Заверяться документ будет простой электронной подписью через личный кабинет.
В 2020 году должен заработать запрет на перемещение новых автомобилей по дорогам общего пользования без госномеров, а норма о 10-дневном сроке постановки на учет отменяется. Регистрацией новых автомобилей начнут заниматься дилеры, отправляя данные об автомобилистах прямо в ГИБДД. Для этого автосалоны должны получить статус «специализированной организации», что позволит им изготавливать номера. Нововведение не касается автомобилей с пробегом, которым по-прежнему дадут 10 дней на регистрацию.
С середины 2020 г. столичный департамент транспорта и ГИБДД Москвы начнут тестировать новые мобильные комплексы фиксации превышения скорости под названием «Оракул», которые устанавливают прямо в салоне автомобилей. Первые испытания в Москве уже прошли в апреле 2019 года: камеры устанавливали в автомобили Центра организации дорожного движения (ЦОДД). Новые камеры пока умеют фиксировать только нарушение скоростного режима — основное нарушение, по причине которого, как не раз заявляли в ГИБДД, происходит большинство ДТП.
Весной на всех участках трассы М-11 Москва — Санкт-Петербург «Автодор» планирует изменить скоростной режим. Разгоняться на этой дороге разрешат до 130 км в час. Сейчас скорость движения по М-11 — 110 км в час. Исключение — обход Вышнего Волочка, где можно разгоняться до 130 км в час. Такие же ограничения действуют на одном из участков платной трассы М-4 «Дон» на обходе Новой Усмани и Рогачевки.
В Центральном федеральном округе запустят новую систему перехвата и розыска транспортных средств. Она должна помочь уменьшить количество угонов и ДТП, а также будет выявлять опасных водителей, которые любят полихачить на дорогах. Всего новая технология объединит 16 регионов — для этих целей задействуют более 5 тыс. комплексов фотовидеофиксации. Сейчас такая технология уже работает в Москве и Подмосковье и, как говорят власти, угонов действительно стало меньше.
С 1 октября при сдаче практических экзаменов в ГИБДД объединят «площадку» и «город», а водительские навыки будут проверять на улицах с малоинтенсивным движением. Однако технически сложные элементы (заезд в бокс, парковка, разворот в ограниченном пространстве) придется все-таки демонстрировать на закрытой территории. Это делается для того, чтобы водители могли проявить себя в незнакомых условиях и потоке транспорта.
Если раньше в арсенале автоинспекторов было около трех стандартных маршрутов по городу, то теперь водители будут знать только перечень улиц и дорог, а также территорий, где им нужно будет проехать с экзаменатором. Последовательность необходимых для исполнения элементов будет определяться самим экзаменатором. Это позволит избавиться от заучивания маршрутов, на которые сейчас водителей натаскивают инструкторы, используя одни и те же дороги.
При сдаче практического экзамена на права ГИБДД планирует изменить также балльную систему. Предполагается, что нововведение может заработать также с октября следующего года. Сейчас мелкие ошибки «стоят» от 1 до 3 баллов, грубые — 5. Если кандидат в водители за полчаса поездки по городу наберет пять штрафных баллов, то экзамен будет считаться несданным. В ГИБДД хотят прийти к системе, в которой экзаменатор будет оценивать не нарушения, а те навыки и умения, которые кандидат приобрел после обучения.
К 1 октября в ГИБДД также планируют успеть переработать и теоретическую часть сдачи экзаменов для получения ВУ. Сейчас кандидаты прорабатывают и заучивают 800 вопросов и ответов на них, но Госавтоинспекция расширит этот список. В список вопросов добавят пункты об основах безопасности вождения ТС, медицинской помощи, а также моменты, связанные с психологической подготовкой автомобилиста. Не исключено, что появится и раздел с вопросами по правильному оформлению европротокола.
C 1 января в ГИБДД сняли запрет на обучение вождению на магистралях с разрешенной скоростью движения выше 60 км/ч. Так поступили для того, чтобы новички привыкали к управлению автомобилем в реальных условиях и получали практические навыки вождения на более высоких скоростях. В ГИБДД уверены, что дороги в России стали более высокого качества и действовавшее ранее ограничение потеряло смысл.