branding imagebranding image
РБК АВТО
Статьи Алина Распопова
Подписаться на Telegram-канал

«Сидел в камере без окон». Карлос Гон объяснил побег

Экс-глава Renault–Nissan–Mitsubishi исключил свою причастность к финансовым махинациям, пожаловался на японских следователей и отказался раскрывать детали побега в Ливан
Фото: Panoramic / ZUMAPRESS.com / Global Look Press
Фото: Panoramic / ZUMAPRESS.com / Global Look Press

Сбежавший из-под домашнего ареста в Японии экс-глава альянса Renault–Nissan–Mitsubishi Карлос Гон дал первую пресс-конференцию после года изоляции. Все это время он не мог видеться с женой и общаться с прессой. Один из самых известных в мире топ-менеджеров отверг все обвинения в краже денег у компаний. Гон объяснил, что сбежал не для того, чтобы избежать наказания, а в поисках справедливого суда, на который он не мог рассчитывать в Японии. Там ему грозило до 10 лет лишения свободы за занижение своих доходов и пользование ресурсами Nissan в личных целях.

На исторической пресс-конференции Гон открыто обвинил руководство Nissan в том, что дело в его отношении было сфабриковано при помощи правительства Японии. Все произошедшее он назвал политическим преследованием и грубейшим нарушением прав человека.

На свою пресс-конференцию Гон прибыл к самому началу в сопровождении огромного телохранителя, показывая, что даже на своей родине, в Ливане, он чувствует себя мишенью. Побег из-под ареста на двух частных самолетах из Японии через Турцию, по данным французских СМИ, стоил Гону не менее $3 млн.

Да, это Гон. Хроника побега экс-главы Renault–Nissan–Mitsubishi Статьи 3 января 2020 Да, это Гон. Хроника побега экс-главы Renault–Nissan–Mitsubishi
Фото: youtube.com / Carlos Ghosn Новости 9 апреля 2019 Карлос Гон в видеообращении заявил о своей невиновности

По предъявленным Гону обвинениям в Японии суды в 99% случаев выносят обвинительный вердикт. Первых слушаний экс-глава альянса Renault–Nissan–Mitsubishi ждал более 14 месяцев, большую часть из которых был отрезан от любых контактов с близкими. Когда ему дали понять, что ждать суда придется еще четыре-пять лет, он принял «самое сложное решение в своей жизни» и дерзко сбежал из страны, где не надеялся на правосудие и «мог умереть».

«Новый год я провел один, не видел семью, не мог говорить с адвокатами»

«Это важный для меня момент, которого я ждал 400 дней с тех пор, как меня зверски забрали из моего мира, от моей семьи, друзей и Renault–Nissan–Mitsubishi, — сказал Гон. — С ноября 2018 г. я не был свободным человеком — это невозможно передать. Рождество и Новый год я провел один в камере без окна, не видел свою семью, не мог говорить с адвокатами, без понимания того, в чем меня обвиняют. Все, что мне говорил прокурор, — это требовал во всем признаться. Он говорил, если я признаюсь, то все кончится. А если нет, они придут за моей семьей. 130 дней я провел в камере без окна, душ — два раза в неделю, полная изоляция. Я не буду рассказывать, как я покинул Японию. Я объясню, почему я сбежал».

Фото: Panoramic / ZUMAPRESS.com / Global Look Press
Фото: Panoramic / ZUMAPRESS.com / Global Look Press

Гон рассказал, что у него на руках есть все доказательства его невиновности, и реальность, по его словам, отличается от той, что сливали в СМИ его преследователи в Японии. «Почему еще они 14 месяцев тянули с тем, чтобы официально предъявить мне все обвинения, препятствовали моему общению с прессой и пытались сломить мой дух?» — негодовал Гон.

«Ответственность была на новом руководителе. И терпение кончилось»

Гон назвал две главные причины, из-за которых в Nissan решили сместить его таким образом и «перевернуть страницу с именем Карлоса Гона».

«Первая в том, что в начале 2017 г. производительность Nissan стала снижаться, — сказал Гон. — Я напомню вам, что в октябре 2016 г. я принял решение отойти от управления Nissan. Тогда мы подписали сделку с Mitsubishi, получив 45% контроля над компанией, и ей нужна была помощь. Поэтому я перешел в Mitsubishi на должность главы совета директоров. Я был главой Nissan 17 лет».

Гон напомнил, что в 1999 г. это была «мертвая компания», а к 2016 г. концерн заработал $20 млрд.

«Компания росла, была прибыльна, ее уважали, она вошла в топ-60 самых известных в мире брендов. Теперь настала очередь действовать новому руководителю. Я же решил позаботиться о Mitsubishi, Renault и Альянсе. Но руководитель считается эффективным, только если компания приносит прибыль. А в 2017 г. мы увидели снижение, в 2018 г. — очередное снижение. Но ответственность была уже на новом руководителе. И, видимо, терпение кончилось», — заявил беглец.

Фото: Panoramic / ZUMAPRESS.com / Global Look Press
Фото: Panoramic / ZUMAPRESS.com / Global Look Press

«Единственный способ уйти от контроля Renault — это избавиться от меня»

Второй причиной, по версии Гона, стало то, что у Renault было больше контроля в управлении из-за особенностей системы голосования. Этому способствовало и то, что французское правительство недавно увеличило свою долю в Renault. Как заявил Гон, это очень расстроило не только Nissan, но и правительство Японии. Так, им казалось нечестным, что Nissan, имея 15% акций Renault, не имел права голосовать, а Renault, имея 15% акций Mitsubishi, обладало правом двойного голосования.

«У меня была система, по которой компании могли работать отдельно, сохраняя независимость. Я никогда не планировал слияния между Renault и Nissan, потому что им управлять невозможно. Но единственный способ уйти от контроля Renault, который увидели в Nissan, — это избавиться от меня. И сейчас они получили то, что хотели. Renault не может влиять на происходящее в Nissan. К сожалению, результаты оказались совсем другими», — рассказал топ-менеджер.

Фото: Panoramic / ZUMAPRESS.com / Global Look Press
Фото: Panoramic / ZUMAPRESS.com / Global Look Press

«В большинстве стран это даже не считается уголовным преступлением»

«Когда меня задержали в аэропорту, то сказали, что я занижаю размер компенсаций, которые мне еще не выплатили. То есть вопросы по выплатам еще не были решены, ничего не было определено и уж точно не оплачено. Это было причиной моего ареста — в большинстве стран это даже не считается уголовным преступлением, за это даже не берут под стражу», — объяснил Гон.

В числе обвинений — растраченные за четыре года $14,7 млн из особого фонда Nissan.

Фото: Marwan Naamani / dpa / Global Look Press
Фото: Marwan Naamani / dpa / Global Look Press

«Рассказывали, будто бы я использовал этот резерв и чуть ли не раздавал друзьям. Но я не могу использовать его таким образом. Ко мне обращается топ-менеджер, который объясняет, зачем ему нужны дополнительные средства. Это проходит через юристов, его начальников и только потом ложится мне на стол. Все процедуры соблюдены».

«Я организовал корпоратив в Версале. Там не было руководства Renault»

После скандала с Nissan в Renault решили провести собственное расследование, и в итоге там также нашли подозрительные моменты.

«Кто-то думает, что я в тюрьме из-за Версаля, — рассмеялся Гон. — Да, я организовал корпоративный праздник Renault в Версале. Сказал там речь. Да, там не было руководства Renault, потому что с ними состоялось отдельное мероприятие, а на это были приглашены партнеры компании. Но это показалось Nissan подозрительным».

Фото: Marwan Naamani / dpa / Global Look Press
Фото: Marwan Naamani / dpa / Global Look Press

Гон рассказал, что Renault — крупный спонсор Версаля. За все время сотрудничества компания в виде благотворительности выделила более €1 млн на ремонт знаменитого памятника культуры. Одновременно Гон опроверг обвинения в том, что организовал за счет Renault празднование в Версале 50-летия своей супруги, а также обвинения в адрес его сестры, которая якобы лишь номинально числилась в Nissan, но получала зарплату. Говоря о домах в Бейруте и Рио-де-Жанейро, которыми он якобы тайно владеет, Гон объяснил, что имеет право пользоваться этими резиденциями согласно контракту, который подписан его руководством.

«Траты уничтожат компанию, бренд, имидж и нанесут огромный убыток альянсу»

По словам Гона, расследование стоило компании Nissan $200 млн, не считая огромных потерь из-за падения производительности. Он также рассказал, что действия Nissan практически развалили крупнейший в мире альянс, назвав текущие взаимоотношения между компаниями «маскарадом». По оценке Гона, с момента его ареста в ноябре 2018 г. Nissan ежедневно терял по $40 млн, а Renault — по €20 млн. В итоге рыночная стоимость компании Nissan снизилась на $10 млрд, а Renault — на €5 млрд.

«Рациональны ли такие траты? Это уничтожит компанию, бренд, имидж и нанесет огромный убыток альянсу. А когда со стороны Renault я слышу заявления о том, что образовалось €11 млн неопределенных расходов и нужно понять, как это произошло, то у меня возникает только один вопрос: почему нельзя было обратиться ко мне, провести аудит? Но им это не интересно, ведь речь пойдет о помощи университетам, школам».

Фото: Dar Al Mussawir / imago-images.de / Global Look Press
Фото: Dar Al Mussawir / imago-images.de / Global Look Press

Гон заявил, что его как акционера интересует, почему он потерял 35% стоимости своих акций. «Почему, когда весь мировой автомобильный рынок растет, падают только Renault, Nissan и Mitsubishi? Каково будущее брендов?» — возмутился Гон.

«Они потеряли Fiat Chrysler. Теперь это свалят на меня»

Настоящую злость вызвали у Гона новости о сорвавшейся сделке между Альянсом и Fiat Chrysler, над которой он работал несколько лет.

«В 2017 г. Альянс был первой автомобильной группой в мире, — возмутился Гон. — Росли, Nissan, Renault, обсуждалась сделка с Fiat Chrysler. У нас была стратегия, мы прекрасно знали, как управлять синергией. Сегодня можно честно сказать, что альянса больше нет, он развалился, три компании не работают вместе, роста нет, прибыль падает. Нет общей стратегии, не ведется работа над новыми технологиями, никто не думает об инновациях. И вишенка сверху: они потеряли Fiat Chrysler. Он отказался работать с Альянсом и договорился с PSA! Как можно было потерять такую возможность стать доминирующим альянсом в мире? Невозможно поверить. Конечно, теперь это свалят на меня».

Фото: Panoramic / ZUMAPRESS.com / Global Look Press
Фото: Panoramic / ZUMAPRESS.com / Global Look Press

«Когда я сбежал, в Японии выписали ордер на арест моей жены»

Гон назвал несколько людей в руководстве Nissan, которых он считает участниками заговора в его отношении. Также он заявил, что ему известны имена и в правительстве Японии, но он не стал их называть из уважения к стране, которая его укрыла. Он не хочет, чтобы его пребывание в Ливане спровоцировало политический конфликт.

«Презумпция виновности действовала с самого начала, — заявил Гон. — Прокурор в Японии не пытался найти правду, прокуратура просто хотела построить обвинения против меня. Меня несколько раз выпускали под залог, но перед пресс-конференцией, которую я хотел дать, снова посадили в тюрьму. Прокурор сказал, что никто не запрещает мне общаться с прессой. Но в ответ мне предъявят новые обвинения. Когда я сбежал и объявил о пресс-конференции, в Японии выписали ордер на арест моей жены. У них возникли вопросы к налоговой декларации, которую она подала девять месяцев назад. Какое совпадение! Говоришь — попадешь в тюрьму!»

В завершение конференции Гон в очередной раз заявил, что невиновен по всем предъявленным ему статьям и будет это доказывать.

Фото: Panoramic / ZUMAPRESS.com / Global Look Press
Фото: Panoramic / ZUMAPRESS.com / Global Look Press