Один из трендов автомобильного мира — создание автопроизводителями оригинальной продукции, часто весьма экзотичной: стиральная машинка Porsche, газонокосилка Honda, кофеварка Lamborghini, луноход Audi. Бывает и наоборот, когда компании, весьма далекие от автопрома, решают попробовать свои силы в разработке машин. Мы решили вспомнить самые интересные машины, которые разрабатывались неавтомобильными компаниями, и разобраться, чем кончилось дело.
Первый автомобиль производителя электроники Sony носит название Vision-S, а в его разработке также приняли участие Bosch, NVIDIA и Magna Steyr. Концепт оснащается электромоторами мощностью 268 л. с. каждый. С такой силовой установкой автомобиль может разогнаться до сотни за 4,8 секунды. Максимальная скорость — 240 км в час. Есть беспилотный режим, за работу которого отвечают 33 специальных датчика. В салоне автомобиля — множество дисплеев, продвинутая медиасистема и аудиосистема c динамиками, встроенными прямо в сиденья. О серийной версии машины японцы пока не говорят, пока это лишь демонстрация возможностей компании.
Производитель бытовой техники Dyson, известный прежде всего своими пылесосами, вынашивал планы по созданию автомобиля целых 20 лет. Первой машиной британцев должен был стать электрокар, а в будущем линейку собирались увеличить до трех моделей. Компания набрала команду из 400 человек, среди которых числились бывшие сотрудники компаний BMW, Aston Martin и Tesla, а также выделила из бюджета около 2,5 млрд долларов. Для производства электрокаров британцы решили построить свой завод в Сингапуре, который должен был открыться в 2020 году.
Компания успела запатентовать бренд Digital Motors, а также опубликовать первое тизерное изображение будущей машины. Премьера электрокара должна была состояться в 2021 году. Однако во второй половине 2019 г. планы Dyson резко поменялись, и глава фирмы Джеймс Дайсон объявил о завершении работ в этом направлении, так как проект оказался нерентабельным. Поиски возможных инвесторов к успеху также не привели.
Помимо производства литий-ионных аккумуляторов для таких электрокаров, как Honda, Renault и Tesla, компания Panasonic активно вкладывает средства в разработку собственных автомобильных проектов. Так, на прошлогодней Выставке потребительской электроники (CES) в американском Лас-Вегасе японцы представили прототип полностью автономного автомобиля с автопилотом пятого уровня.
У машины нет рулевого колеса, педалей и других органов управления. Пассажиры сидят лицом друг к другу, у них есть домашнее освещение, «умная» система кондиционирования и ароматизации, а также виртуальный помощник с искусственным интеллектом и облачным сервисом. Сам салон можно трансформировать, например, в гостиную, кабинет или зону релаксации. По замыслу разработчиков, подобные транспортные средства в будущем могут выступить в роли общественного транспорта на популярных туристических маршрутах.
Американская авиационная компания Boeing решила создать летающий автомобиль, который мог бы использоваться в качестве такси в больших городах по всему миру. Аппарат, получивший название PAV (Passenger Air Vehicle), оснащен электрической силовой установкой, обеспечивающей автономность полета примерно в 80 километров. Длина «летающего такси», которое обладает возможностью вертикального взлета и посадки, составляет чуть более девяти метров. Также PAV получит специальную версию грузоподъемностью около 225 килограммов. На данный момент инженеры уже ведут испытания рабочего прототипа летающего такси.
Концепт под названием MOTIV.e производитель мотоциклов тоже представил еще в 2013 году. Через два года японцы показали сверхлегкий спортивный автомобиль Sports Ride Concept весом 750 кг с кузовом из карбона. Машину построили по методу iStream, позволяющему менять размер платформы без сложной замены оборудования. Еще один прототип — компактный пикап Cross Hub, обладающий характеристиками внедорожника. Автомобиль получил двухместную кабину и кузов, куда поместятся два кроссовых мотоцикла.
В разработке всех трех моделей принимал активное участие знаменитый инженер Гордон Мюррей, который известен по работе в Формуле-1 и созданию легендарного суперкара McLaren F1. Однако концепты так и не увидели серийных версий. В октябре 2019 г. Yamaha заморозила все проекты разработки легкового автомобиля. Как признался президент компании Ешихиро Хидака, в обозримом будущем они не смогут создать по-настоящему конкурентоспособный автомобиль.
Французская компания Matra, работающая в аэрокосмической и оружейной отраслях, еще в 1964 г. приобрела фирму производителя гоночных автомобилей Rene Bonnet. Первыми моделями стали купе Bonnet Djet, одно из которых, кстати, было подарено космонавту Юрию Гагарину, и приемник Matra M530 с компоновкой салона 2+2. Также компания разработала собственный двигатель V12 для спортивных машин, а команда Matra участвовала в сезонах 1967–1972 Формулы-1. Самыми известными автомобилями французов стали трехместное купе Bagheera (1974–1980 гг.) и фастбек Murena (1980–1983 гг.).
Один из красивейших автомобилей своего времени разработал Раст Хайнц, член семьи владельцев американской продовольственной компании Heinz. Автомобиль под названием Phantom Corsair был представлен в 1938 г. и комплектовался двигателем Lycoming V8 4,7 с отдачей 190 лошадиных сил. Шестиместное купе, длина которого достигала 6 м, могло разгоняться до 185 км в час. У автомобиля была необычная посадочная формула — четыре человека могли сидеть в первом ряду и еще двое — на заднем.
Ожидалось, что Phantom Corsair отправится в мелкосерийное производство. Машину должны были продавать по 12 500 долларов. Однако из-за гибели Раста Хайнца в автомобильной аварии этот проект так и не был осуществлен. Единственный Phantom Corsair на данный момент можно увидеть в Национальном автомобильном музее в Неваде.
Авиастроительная компания Heinkel, оставшаяся после Второй мировой без работы, занялась созданием микрокаров. Уже в 1956 г. в продажу поступил Heinkel Kabine, который представлял собой нечто среднее между моторолером и автомобилем. Трехколесная модификация под названием Typ 150 оснащалась одноцилиндровым мотором мощностью 9,2 лошадиной силы. Позже представили четырехколесную версию Kabine. Выпуск необычного автомобиля был остановлен после смерти Эрнста Хейнкеля в 1958 году. Однако производство похожих транспортных средств по лицензии Heinkel продолжалось в Аргентине и Великобритании до второй половины 60-х годов.
Waymo, дочерняя компания IT-гиганта, начала испытания прототипов Firefly («Светлячок») в 2014 году. В машинах не было ни руля, ни педалей — за передвижение полностью отвечал искусственный интеллект. Беспилотные автомобили Google в зависимости от ситуации умели самостоятельно сигналить пешеходам и другим участникам движения. Также установленное программное обеспечение позволяло распознавать жесты велосипедистов, следить за их движениями и предугадывать маневры.
В конце 2016 г. сообщалось, что в Google решили отказаться от дальнейшей разработки собственных автомобилей. Компания заключила соглашение о сотрудничестве с концерном Fiat Chrysler Automobiles (FCA) об интеграции систем автоматического управления в минивэны Chrysler Pacifica. Первые беспилотники вышли на дороги общего пользования Калифорнии в начале 2017 года. Позже в испытаниях приняли участие обычные люди, которые выступили в роли пассажиров
О том, что Apple работает над созданием собственного автомобиля, стало известно в сентябре 2015 года. По данным на начало апреля 2016 г., в проекте Titan работали 600 инженеров под руководством главного дизайнера компании Джони Айва. При проектировании автомобиля Apple решила применить собственные наработки, которые были использованы при создании смартфонов и гаджетов. Речь идет о сенсорах, аккумуляторах и программном обеспечении. Ожидалось, что автомобиль будет полностью автономным.
Источники сообщали, что машина уже проходит тестирование на секретном полигоне, а премьера новики должна состояться в период между 2019 и 2021 годом. Однако официально эту информацию Apple не подтвердила. Позже стало известно, что компания решила отказаться от создания собственного автомобиля. Вместо этого американцы намерены сконцентрироваться на разработке автопилота, который планируется продавать автомобильным компаниям.