Автомобилисты стали жаловаться на серьезные штрафы, которые приходят им от каршеринг-сервисов. В условиях договоров с такими компаниями прописано, что пользователям запрещено передавать машины другим водителям. Но для многих это оказывается сюрпризом, причем нарушителей часто ловят инспекторы ГИБДД.
Недавно в подмосковном городе Одинцово девушке пришел штраф в сумме 250 тыс. рублей. Автомобилистка взяла машину в аренду, но за рулем она почувствовала себя плохо, и управление принял ее друг. Позже автомобиль был остановлен сотрудниками ГИБДД для проверки документов. Через несколько дней девушке пришел штраф в 250 тыс. за нарушение правил от каршеринговой компании.
Как объясняют представители каршеринг-сервисов, если в момент аварии за рулем арендованного автомобиля окажется другой человек, то страховая компания откажется покрывать ущерб.
«Когда компания одобряет доступ водителя к своим услугам, это означает, что мы познакомились с этим человеком и мы ему доверяем, — рассказали Autonews.ru в пресс-службе «Делимобиля». — Мы не знаем его друга, которому он передает управление. А в случае любого ДТП страховая компания откажет в выплате страховой премии. Ведь в момент совершения поездки застрахована только ответственность водителя, который забронировал машину под своим аккаунтом, на других автомобилистов страховка не распространяется. Даже если у севшего за руль человека есть свой профиль, страховую компанию это не устроит».
Всем нарушителям правил пользования грозит штраф. Ответственность разнится в зависимости от компании и типа арендуемого автомобиля и колеблется от 50 тыс. руб. до 250–300 тыс. рублей. К примеру, пользователь «Делимобиля» заплатит 100 тыс. руб., если служба безопасности сервиса выяснит, что пользователь посадил за руль кого-то другого, даже если это не привело к ДТП и другим неприятностям. Иногда сервисы могут пойти навстречу пользователям и простить штраф, но происходит это только в исключительных случаях.
Если же случилось ДТП, то пользователю, передавшему руль другому человеку, придется помимо штрафа оплатить весь причиненный ущерб. При этом не будет иметь значения, какая сторона виновата в аварии: страховая компания — партнер каршеринга в таком случае точно так же откажется компенсировать любые расходы. «Мы, как бизнес, не можем нести эти издержки вместо нарушителей. Поэтому в качестве превентивной меры и установили штраф для нарушителей, чтобы те понимали, что даже если ничего плохого не случится, наказание все равно последует», — уточнили в «Делимобиле».
У добросовестных пользователей таких проблем не бывает. «Если водитель попадет в ДТП не по своей вине, то платить ему нечего не придется. Если же окажется, что автомобилист все-таки спровоцировал аварию, то у нас действует франшиза 50 тыс. рублей», — добавил представитель сервиса.
В «Яндекс.Драйве» рассказали, что за передачу управления автомобиля другому лицу вне зависимости от того, зарегистрирован он в сервисе или нет, в договоре установлен штраф в размере 50 000 рублей. Если произошла экстренная или непредвиденная ситуация, оператор рекомендует пользователю или его пассажиру сразу связаться со службой поддержки.
Как объяснил Autonews.ru адвокат Александр Леманн, в случае ДТП с погибшими или пострадавшими потерпевшая сторона будет взыскивать ущерб с того человека, который находился за рулем. При этом владельцу аккаунта придется компенсировать только убытки каршеринговой компании. «В такой ситуации к собственнику иск предъявить не получится: сервис сможет доказать, что машина попала под управление другого лица против его воли, по факту это угон», — объяснил адвокат.
Как анонимно рассказывают представители различных сервисов, водители часто арендуют машины, чтобы поучить вождению своих родственников или детей, которые получили права, но не имеют достаточных навыков. Нередко машины арендуют мужчины и сажают за руль своих спутниц — также чтобы поднять их водительский уровень. Бывают и гораздо более серьезные нарушения, когда в машине оказывается нетрезвая компания, которая выбирает водителя по принципу «кто меньше выпил».
«Иногда водители могут почувствовать себя за рулем плохо, но это не повод сажать на свое место другого человека, — говорят в «Делимобиле». — Остановитесь и сразу вызывайте скорую помощь. Если водитель находится вне зоны, где можно завершить аренду, то можно сообщить о чрезвычайной ситуации по телефону поддержки, сделать это может и другой человек. Мы постараемся найти решение, чтобы водитель не получил штраф. Главное, чтобы у пользователя был документ, который подтвердил, что с ним что-то случилось, например из больницы».
У каршеринговых компаний есть много способов контроля за тем, кто находится за рулем: от видеокамер до показаний спрятанных в машинах телематических приборов. Также водителей регулярно проверяют на дорогах инспекторы ГИБДД. А самый простой способ понять, что за рулем был другой человек, — это штрафы ГИБДД.
Так, на фотографиях в штрафных постановлениях может быть видно, что за рулем находится мужчина, хотя аккаунт зарезервирован за женщиной. Либо в протоколе, вручную составленном дорожным инспектором, указан не тот водитель, который взял машину в аренду. Этого достаточно, чтобы пользователь получил от сервиса штраф.
Один из способов контроля, с которым регулярно сталкиваются пользователи, — это проверка аккаунта сотрудниками ГИБДД. Инспекторы признаются, что брендированные автомобили вызывают у них особые подозрения. Чтобы удостовериться, что водитель едет под своим аккаунтом, полицейские обычно просят автомобилистов показать мобильный телефон, где показан статус поездки. Службы каршеринга уверяют, что это совершенно законно.
«Каршеринг — это частный общественный транспорт, поэтому сотрудники ГИБДД имеют полное право проверять соответствие аккаунту фамилии в водительских правах и документы на автомобиль», — утверждают в пресс-службе «Делимобиля». Если за рулем находится другой человек, его сразу же отстранят от управления автомобилем и сообщат об этом в службу безопасности компании. Для каршеринговых сервисов такое нарушение считается угоном. Причем не важно, сидит рядом владелец аккаунта или нет.
«Если в приложении указано, что машину забронировал Петя, а едет Ваня, то для нас Ваня — угонщик. В дальнейшем в ПДД должен появиться отдельный пункт для такого нарушения. А пока есть штраф за передачу своего аккаунта. Также есть возможность привлечь такого человека за угон — если сервис решит пойти по такому пути, у водителя могут быть серьезные неприятности», — отметили в «Делимобиле».
Однако адвокат Леманн обращает внимание на то, что в ПДД и КоАП обязанность автомобилистов показывать инспекторам ГИБДД мобильные телефоны и приложения для каршеринга не прописана. До этого момента, считает эксперт, такие требования полицейских не имеют законодательной основы: «В ПДД четко прописано, что водитель должен предъявить сотруднику ГИБДД. Это права и свидетельство о регистрации. В угоне машина не числится, больше вопросов к водителю быть не должно».
Начальник юридического отдела московского профсоюза полиции Игорь Гришаков в беседе с Autonews.ru заявил, что согласно ПДД у автомобилистов действительно нет обязанности демонстрировать приложение инспекторам.
«Если водитель каршеринга нарушил ПДД, едет пьяным или без прав, инспекторы и привлекут за это нарушение, а сервис получит информацию о произошедшем, — сказал Гришаков. — Обязанность проверять приложение на полицейских не возложена, никакой ответственности с точки зрения ПДД за такое нарушение не предусмотрено — есть только штраф от каршеринговой компании. Но они сами должны отвечать за контроль своих автомобилей».
Гришаков обратил внимание и на возможность коррупционной составляющей в действиях инспекторов ГИБДД. «Штраф за передачу управления достигает 300 тыс. рублей, а инспектор может предложить договориться куда за меньшую сумму», — предположил представитель профсоюза.