Заявление в прокуратуру Москвы с просьбой проверить законность выписанных ГИБДД штрафов водителям электробусов направил правозащитник, член экспертной группы при общественном совете Росаккредитации Григорий Шухман. Ранее он обратился в Госавтоинспекцию с вопросом о том, соответствуют ли требованиям Технического регламента ТР ТС 018/2011 и Перечня неисправностей и условий, при которых запрещена эксплуатация транспортных средств, электробусы, на которых по контуру закреплены и включены новогодние гирлянды.
В период новогодних праздников по городу курсировало 50 электробусов, украшенных иллюминацией. По словам Шухмана, поскольку со стороны инспекторов ГИБДД регулярно возникают вопросы к автомобилистам по подсветке их машин, в том числе днища, он задумался, насколько это законно в случае с общественным транспортом.
Согласно ответу ГИБДД (имеется в распоряжении Autonews.ru), в ходе проведения проверки сотрудники ведомства пришли к выводу, что такой «тюнинг» электробусов при помощи гирлянд не соответствует нормам закона о «О безопасности дорожного движения», а также требованиям «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения».
«По результатам проверки водители и должностное лицо, ответственное за эксплуатацию транспортных средств привлечены к ответственности в соответствии с действующим законодательством», - сообщили в ГИБДД. Там не уточнили, по каким именно статьям КоАП наказали водителей. Однако, как предположил Шухман, действия водителей общественного транспорта, скорее всего, квалифицировали согласно ч.1 ст. 12.5 КоАП «Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена», что влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
Что касается выпустивших электробусы на линию должностных лиц, то их действия подпадают под определение ч.1 ст.12.31 КоАП «выпуск на линию транспортного средства, не зарегистрированного в установленном порядке или не прошедшего государственного технического осмотра», что, в случае с должностными лицами, также наказывается штрафом в 500 рублей.
Однако Шухмана такой ответ не устроил, ведь решение об украшении транспорта принимали не водители. Он надеется, что в прокуратуре дадут более точную оценку ситуации и помогут отыскать «не исполнителей, а непосредственно ответственных за такое решение». Что касается украшенных лампочками электробусов, то, по мнению активиста, они не могут ездить по дорогам общего пользования.
«Очевидно, что это было не самостоятельное решение водителей или должностного лица, ответственного за контроль техсостояния ТС при выпуске на линию, - говорится в обращении Шухмана в прокуратуру Москвы. – С учетом вынесения постановлений об административных правонарушениях в отношении рядовых исполнителей, прошу установить, кто из руководства Мосгортранса или вышестоящего Департамента транспорта Москвы отдал распоряжение о внесении указанных изменений в конструкцию электробусов и их выпуске на дороги Москвы, и дать правовую оценку этому распоряжению».
В случае, если окажется, что действия какого-либо из руководителей ведомств образуют состав нарушения, активист просит привлечь к ответственности именно его. «Рядовые исполнители не должны нести всю ответственность за выполнение спущенного сверху приказа», - пишет Шухман.
Помимо претензий к гирляндам, у ГИБДД после обращений Шухмана появились вопросы и к подсветке днища электробусов. По данными «Коммерсанта», ведомство уже направило на завод-изготовитель «КамАЗ» запрос о соответствии световых приборов под днищем транспортного средства заводской конструкции. Там ситуацию пока не комментируют.
Позицию ГИБДД уже поддержал глава союза автошкол Москвы Александр Ачкасов. «Электробус в гирляндах без согласований и проработки техники безопасности мог превратиться в очаг проблем, – заявил он. - Мосгортрансу ничего не стоит согласовать все с ГИБДД и привести все в порядок. Красота должна быть на втором месте после безопасности».