branding imagebranding image
РБК АВТО
Статьи Алина Распопова
Подписаться на Telegram-канал

Самый необычный штраф: водителей наказали за гирлянды

В ответ на обращение по поводу законности новогодней иллюминации на московских электробусах столичная ГИБДД оштрафовала водителей. Теперь прокуратора занимается поиском ответственных лиц
Фото: Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы. Максим Мишин
Фото: Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы. Максим Мишин

Заявление в прокуратуру Москвы с просьбой проверить законность выписанных ГИБДД штрафов водителям электробусов направил правозащитник, член экспертной группы при общественном совете Росаккредитации Григорий Шухман. Ранее он обратился в Госавтоинспекцию с вопросом о том, соответствуют ли требованиям Технического регламента ТР ТС 018/2011 и Перечня неисправностей и условий, при которых запрещена эксплуатация транспортных средств, электробусы, на которых по контуру закреплены и включены новогодние гирлянды.

В период новогодних праздников по городу курсировало 50 электробусов, украшенных иллюминацией. По словам Шухмана, поскольку со стороны инспекторов ГИБДД регулярно возникают вопросы к автомобилистам по подсветке их машин, в том числе днища, он задумался, насколько это законно в случае с общественным транспортом.

Согласно ответу ГИБДД (имеется в распоряжении Autonews.ru), в ходе проведения проверки сотрудники ведомства пришли к выводу, что такой «тюнинг» электробусов при помощи гирлянд не соответствует нормам закона о «О безопасности дорожного движения», а также требованиям «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения».

Фото: Konstantin Kokoshkin / Global Look Press Колонки 5 февраля 2020 За и против: почему штрафы нельзя повышать в шесть раз
Фото: Ярослав Чингаев / ТАСС Статьи 4 февраля 2020 Водителей испугали репрессией: что на самом деле будет со штрафами

«По результатам проверки водители и должностное лицо, ответственное за эксплуатацию транспортных средств привлечены к ответственности в соответствии с действующим законодательством», - сообщили в ГИБДД. Там не уточнили, по каким именно статьям КоАП наказали водителей. Однако, как предположил Шухман, действия водителей общественного транспорта, скорее всего, квалифицировали согласно ч.1 ст. 12.5 КоАП «Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена», что влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

Что касается выпустивших электробусы на линию должностных лиц, то их действия подпадают под определение ч.1 ст.12.31 КоАП «выпуск на линию транспортного средства, не зарегистрированного в установленном порядке или не прошедшего государственного технического осмотра», что, в случае с должностными лицами, также наказывается штрафом в 500 рублей.

Фото: Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы. Максим Мишин
Фото: Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы. Максим Мишин

Однако Шухмана такой ответ не устроил, ведь решение об украшении транспорта принимали не водители. Он надеется, что в прокуратуре дадут более точную оценку ситуации и помогут отыскать «не исполнителей, а непосредственно ответственных за такое решение». Что касается украшенных лампочками электробусов, то, по мнению активиста, они не могут ездить по дорогам общего пользования.

«Очевидно, что это было не самостоятельное решение водителей или должностного лица, ответственного за контроль техсостояния ТС при выпуске на линию, - говорится в обращении Шухмана в прокуратуру Москвы. – С учетом вынесения постановлений об административных правонарушениях в отношении рядовых исполнителей, прошу установить, кто из руководства Мосгортранса или вышестоящего Департамента транспорта Москвы отдал распоряжение о внесении указанных изменений в конструкцию электробусов и их выпуске на дороги Москвы, и дать правовую оценку этому распоряжению».

В случае, если окажется, что действия какого-либо из руководителей ведомств образуют состав нарушения, активист просит привлечь к ответственности именно его. «Рядовые исполнители не должны нести всю ответственность за выполнение спущенного сверху приказа», - пишет Шухман.

Помимо претензий к гирляндам, у ГИБДД после обращений Шухмана появились вопросы и к подсветке днища электробусов. По данными «Коммерсанта», ведомство уже направило на завод-изготовитель «КамАЗ» запрос о соответствии световых приборов под днищем транспортного средства заводской конструкции. Там ситуацию пока не комментируют.

Позицию ГИБДД уже поддержал глава союза автошкол Москвы Александр Ачкасов. «Электробус в гирляндах без согласований и проработки техники безопасности мог превратиться в очаг проблем, – заявил он. - Мосгортрансу ничего не стоит согласовать все с ГИБДД и привести все в порядок. Красота должна быть на втором месте после безопасности».

Фото: Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы. Максим Мишин
Фото: Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы. Максим Мишин

Между тем в Мосгортрансе заявили Autonews.ru, что оформление электробусов было выполнено по всем требованиям и под контролем производителей подвижного состава. Там напомнили, что украшенный гирляндами транспорт «уже стал доброй традицией и визитной карточкой зимней столицы – он выходит на маршруты уже в течение 5 лет подряд».

По словам представителя ведомства, за все это время и до настоящего момента нареканий по вопросам подсветки и праздничного оформления городского транспорта со стороны органов безопасности движения не поступало. Там считают, что дополнительная подсветка даже способствует безопасности дорожного движения, особенно зимой, когда световой день очень короткий.

«За время эксплуатации всей этой техники не было зарегистрировано ни одного ДТП из-за «освещенности» городского транспорта. Мосгортранс продолжит в рамках действующих правил реализовывать программу дополнительной освещенности городского транспорта для повышения безопасности дорожного движения», - заверили в пресс-службе.

О том, готовы ли в Мосгортрансе в суде оспаривать выписанные водителям штрафы, в ведомстве не ответили. Зато уточнили, что готовы при необходимости в правовом поле доказывать, что подсветка днища электробусов абсолютно законна. Сейчас в городе работает 300 таких машин. В пресс-службе также уточнили, что при обустройстве подсветки специалисты Мосгортранса и производителя консультировались с профильными сертификационными структурами – в частности, с ФГУП «НАМИ».

Фото: Официальный портал Мэра и Правительства Москвы
Фото: Официальный портал Мэра и Правительства Москвы

«Электробус относится к категории транспортных средств М3, его компоновка регулируется правилами ООН № 48. Согласно заключению экспертов НАМИ, такой тип подсветки не относится к устройствам освещения и световой сигнализации и не входит в область применения этих правил. Вместе с тем световые линии являются штатной конструкцией электробуса и выполняются на заводах-производителях подвижного состава. Об этом Мосгортранс известил в том числе главное столичное управление ГИБДД», - заявили в ведомстве.

Московские автомобилисты в соцсетях и сообществе «Синие ведерки» не поддержали выписанные со стороны ГИБДД штрафы водителям электробусов. Вопросы вызвала и сама претензия активиста к подобным украшениям. Некоторые водители обратили внимание на то, что светящиеся электробусы им не мешали, а реальную проблему на дорогах для них представляют яркие рекламные табло, которые дезориентируют и отвлекают вспышками в темноте.