Россия до сих пор не решилась на снижение скоростного режима до 50 км/ч в черте города, хотя таким рекомендациям Всемирной организации здравоохранения последовали в большинстве развитых стран мира. К тому же ненаказуемый порог превышения скорости в России существенно выше, чем за рубежом: 20 км в час. Например, в Швеции и Дании он составляет всего 3 км/ч, в Японии — 10 км в час.
Эксперты всего мира давно признали, что в городе скорость движения должна быть такой, чтобы при столкновении пешехода и автомобиля у первого была возможность выжить. К примеру, опыт Финляндии, где с 60 км/ч перешли на 50 км/ч, показал, что количество ДТП с погибшими снизилось на 24%.
Почему именно 50 км в час? По статистике ВОЗ, при движении автомобиля на этой скорости вероятность летального исхода для взрослого человека составляет 20%. А при фактически допустимых сейчас в России 80 км/ч (с учетом нештрафуемого порога) эта вероятность увеличивается сразу на 60%. Для детей ситуация еще хуже. Если же взять улицы, где разрешено ехать 80 км/ч, а с нештрафуемым порогом — все 100, у пешехода вообще нет шансов выжить.
Мы посоветовались с различными транспортными экспертами и в России. Оказалось, что данные специалистов из Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) еще более категоричны — при столкновении на скорости 50 км/ч у пешехода есть шансы выжить в 50% случаев, а на скорости 80 км/ч их практически нет.
В итоге эксперты ВШЭ также высказались за снижение скоростного режима в пределах города. Они пришли к выводу: если уменьшить ненаказуемый порог превышения скорости с нынешних 20 км/ч до 10 км/ч, смертность в ДТП снизится на 10%, если до 5 км/ч — на 15%.
Я не говорю о том, что по всему городу необходимо снизить скорость и что по вылетным магистралям водители должны ехать не быстрее 50 км в час. Нет, речь не об этом. Наша цель — это не сбор штрафов, не пополнение бюджета, а сохранение жизней на дорогах. Мы считаем, что у каждой улицы должна быть своя задача, свой индекс скорости. Если это вылетная магистраль без наземных пешеходных переходов с отбойниками и так далее, никто не собирается вводить на ней ограничение в 50 км/ч и заставлять водителей нарушать.
В доказательство своих слов приведу пример, когда в прошлом году по инициативе ЦОДД была поднята разрешенная скорость на Северо-Восточной хорде с 60 до 80 км в час. Это нормально, потому что СВХ задумывалась как скоростная магистраль исключительно для автомобилей. И мы не планируем останавливаться, мы знаем, что в городе еще есть дороги, где можно и нужно поднять разрешенный скоростной режим.
Другое дело — городские улицы в центре города и жилой застройке, где количество пешеходов исчисляется десятками тысяч. Такие улицы должны быть спроектированы совершенно по-другому, и дорога сама по себе не должна позволять водителю разогнаться. Для этого мы разработали стандарты безопасности, по которым меняем улицы — делаем островки безопасности, сужаем полосы и другими способами успокаиваем трафик. В местах, где есть и пешеходы, и велосипедисты, и автомобили, должен действовать иной, гарантированно безопасный для всех участников движения скоростной режим.
Помимо скорости есть и второй аспект: люди, которым наплевать на правила. Это гонщики, которым неважно, по какой улице он едет и какие на ней действуют ограничения. Например, недавно в Москве произошла авария с водителем BMW, накопившим более 600 штрафов ГИБДД. В результате погибла пассажирка иномарки.
Для людей, которые грубо нарушают правила дорожного движения, рискуют своей жизнью и жизнями окружающих, должны действовать штрафы, соизмеримые с их нарушением. Ведь наши наказания не очень-то останавливают лихачей. Можно сколько угодно ремонтировать дороги и оснащать технологиями транспортную инфраструктуру, но если не ужесточить правила дорожного движения и наказания за их несоблюдение, желающие проверить себя на прочность всегда найдутся.