Каршеринговая компания «Делимобиль» обвинила автомобилиста в серьезной аварии с арендованным седаном BMW 320i и оставлением места ДТП. Однако пострадавший утверждает, что никогда не пользовался «Делимобилем» и стал жертвой злоумышленников, которые создают фейковые аккаунты с использованием данных реальных людей, чтобы получить доступ к услугам каршеринга.
Как рассказал Autonews.ru москвич Сергей Петров (имя изменено по просьбе героя), 31 января он получил звонок от инспектора ГИБДД из Санкт-Петербурга. Из разговора Петров узнал, что его обвиняют в совершении ДТП, которое произошло в этом городе в ночь на 16 января. Инспектор сообщил, что, согласно заявлению из «Делимобиля», Петров всю ночь ездил на дорогой иномарке, а в конце разбил ее и сбежал.
В качестве доказательств каршеринговая служба приложила данные, которые получила при регистрации пользователя: фотографию паспорта Петрова и водительское удостоверение. Именно Петров, по данным «Делимобиля», арендовал машину в районе улицы Хошимина 15 января в 13:29 и завершил аренду в 40 км от этой точки на Балтийском бульваре в 3 часа ночи 16 января. При этом, согласно протоколу о ДТП (все материалы дела имеются в распоряжении Autonews.ru), около часа ночи автомобиль на высокой скорости наехал на бордюр, а потом врезался в дорожное ограждение правой частью.
После этих аварий BMW был разбит практически полностью. У машины сработали все подушки безопасности, помимо смятых передней части кузова и торпедо у седана были разбиты три двери, оказались повреждены передняя и задняя подвески, машина лишилась трех колес, вытекли технические жидкости.
За аренду, опасную езду и совершенную аварию Петров оказался должен «Делимобилю» 250 тыс. рублей. Кроме того, согласно договору, компания при признании автомобилиста виновником ДТП будет иметь право требовать с водителя покрытия всех расходов, поскольку тот нарушил установленные сервисом правила. Цена этой модели BMW стартует с 2,3 млн рублей.
Сотрудники ГИБДД, в свою очередь, составили на Петрова протокол по ч. 2 ст. 12.27 КоАП, согласно которому оставление места ДТП без пострадавших наказывается лишением прав от года до полутора или административным арестом на срок до 15 суток. Для дачи объяснений, составления протокола и передачи материалов в суд его вызвали в город, где зафиксировали аварию.
Для автомобилиста такие новости оказались полной неожиданностью — он действительно регистрировался в других подобных сервисах, но клиентом «Делимобиля» никогда не был и своих данных в этой компании не оставлял. Также он никогда не получал извещений о том, что от его имени ведется аренда автомобилей.
Кроме того, 15 и 16 января водитель находился на работе в Москве и физически не смог бы переместиться в Санкт-Петербург, устроить ДТП и вернуться обратно. Все доказательства Петров уже собрал — на работе у него действует пропускная система и работают камеры наблюдения, в это время он пользовался в Москве служебным автомобилем, мобильным телефоном и пластиковыми картами.
Как только Петров узнал о начатом административном расследовании, он направил в компанию «Делимобиль» запрос с требованием проверить данные аккаунта, которым он якобы пользовался, а также предоставить фотографии документов, на основании которых автомобилист был зарегистрирован в сервисе. Водитель предположил, что с помощью «серых» схем злоумышленники получили доступ к его данным, направили их в «Делимобиль», а служба безопасности сервиса не смогла отследить создание фейкового аккаунта. Эта теория полностью подтвердилась.
Как утверждает адвокат Леманн, ошибку в «Делимобиле» уже после обращения в ГИБДД все-таки признали. Но когда водитель прибыл на встречу с ГИБДД, в компании от инцидента отстранились, и представитель «Делимобиля» в Санкт-Петербурге в полицию приезжать не стал.
В ответ на запрос водителя «Делимобиль» провел свое расследование и сообщил, что аккаунт был фальшивым. Была нарушена процедура регистрации аккаунта: фотографию водителя не сняли на мобильное устройство в режиме реального времени, а прикрепили в виде файла, выбрав из сохраненных на устройстве. Кроме того, при регистрации для этого аккаунта использовалось сразу восемь сим-карт, оформленных на неустановленных лиц, отследить их местоположение оказалось невозможно. Привязанная к профилю банковская карта к Петрову никакого отношения не имела.
«Получается, что при регистрации аккаунта «Делимобиль» не обратил внимания на многочисленные сомнительные факты, которые сам же смог выявить после происшествия, — говорит Леманн. — Без ведома человека они заводят его профиль, а после ДТП даже не проверяют сведения повторно, а просто направляют жалобу в ГИБДД. Когда вскрылись новые обстоятельства, они не отозвали свое заявление на Петрова и даже его не скорректировали. В итоге, когда мы приехали в отделение, инспектор был совершенно уверен, что мой клиент совершил эту аварию. Его хотели задержать и сразу отвезти в суд».
Теперь Петров и его адвокат намерены не только доказать непричастность к аварии, но и отсудить у «Делимобиля» все понесенные расходы. Так, автомобилисту пришлось взять отпуск, чтобы приехать в Санкт-Петербург, оплатить транспортные расходы и услуги защитника.
«Компания неаккуратно относится к проверке персональных данных при регистрации, у них «дырявая» система безопасности, — заявил Леманн. — Не исключено, что сами сотрудники имеют к этому отношение. Также мы направили отдельное заявление в полицию по факту незаконного использования и обработки личных данных. За это предусмотрена административная, а иногда и уголовная ответственность».
В самом «Делимобиле» в ответ на запрос Autonews.ru заявили, что претензий к водителю не имеют, однако ни о каких компенсациях для потерпевшего не упомянули. «В этом инциденте две пострадавшие стороны — наш сервис и человек, чьи персональные данные были украдены и скомпрометированы. Никаких требований мы к нему не предъявляем. Надеемся, что полиции удастся найти злоумышленников, — сказали в «Делимобиле». — По заявлению о краже и неправомерному использованию персональных данных правоохранительные органы должны будут провести проверку, поиск нарушителей в данном случае будет осуществляться уже их силами».
В сервисе также добавили, что к мошенникам, укравшим персональные данные, претензии может предъявить пострадавший автомобилист. «Делимобиль» же может только подать иск к тому, кто фактически был за рулем автомобиля. «То есть к тому, кто воспользовался фейковым аккаунтом. В данном случае его действия могут быть расценены как попытка угона, так как мы не предоставляли ему право на управление нашим транспортным средством», — уточнил представитель сервиса.
Адвокат Марат Аманлиев в беседе с Autonews.ru рассказал, что удивлен действиями «Делимобиля», который только «после настойчивых требований водителя стал разбираться в ситуации». Эксперт уверен, что только изменение схемы удаленного одобрения аккаунтов может исправить положение — он настаивает, что для оформления договоров пользователи должны приезжать в отделения компаний лично. По его мнению, оператору изначально было проще подать жалобу на водителя, чьи данные были скомпрометированы, поскольку вероятность найти мошенников по заявлению об угоне стремится к нулю.
В свою очередь, близкий к отрасли источник уверяет, что большинство попыток создать поддельные профили компании успешно отсекают. Например, известны случаи, когда для оформления подписки на каршеринг используют фотографии клиентов с паспортом в руках, сделанные в салонах сотовой связи, — такие фотографии операторы не принимают. Источник также предполагает, что данные могут утекать от более мелких участников отрасли, а также с крупных сайтов по подаче объявлений.
В «Делимобиле» тем временем заверили, что все присылаемые для регистрации документы проходят тщательную проверку, а с начала 2020 г. заработала 3D-идентификация пользователей. Перед началом аренды приложение просит новых пользователей прислать селфи из салона автомобиля.