Министерство юстиции намерено проанализировать концепцию нового автомобильного раздела КоАП, предложенную рабочей группой при Общероссийском народном фронте (ОНФ). Автомобильные эксперты, участники отрасли и правозащитники в рамках общественных обсуждений проекта разработали целый ряд идей, которые могут появиться в новом кодексе и изменят жизнь автомобилистов.
Впервые в КоАП предлагается установить критерий значимости нарушения и того, какой водитель и в каких условиях его совершает. Для этого эксперты предложили разделить автомобилистов на ответственных и злостных. По словам главы рабочей группы и координатора сообщества «Синие ведерки» Петра Шкуматова, к категории неисправимых нарушителей ГИБДД относит всего 10 тыс. из 60 млн водителей. Именно их поведение и безнаказанность вызывает в обществе желание повысить штрафы ГИБДД. Однако такой подход может оказаться несправедливым для тех, кто нарушает редко и непреднамеренно.
Отдельный коэффициент предлагается присваивать не только каждому водителю, но и автомобилю в отдельности, то есть оценку будет получать собственник машины. Связано это с тем, что большинство фиксаций нарушений ПДД происходит при помощи камер, а управлять транспортным средством может любой человек, не обязательно собственник. С использованием тех же комплексов фотовидеофиксации предлагается собирать и анализировать все данные. В таком случае камеры, по оценке экспертов, будут в первую очередь выполнять функцию по обработке информации о водителях и транспортных средствах, а не по сбору штрафов.
В нулевую группу с минимальным индивидуальным коэффициентом риска (ИКР 0–5) предлагается включать водителей, которые совершают крайне незначительное количество нарушений ПДД и имеют минимальную вероятность попасть в аварию. «Это уверенные, аккуратные и ответственные люди, которые заслуживают всяческого поощрения», — говорится в тексте концепции. Водители/автомобили из низкой группы риска (ИКР 6–30) характеризуются спокойным стилем езды и крайне редко попадают в ДТП, в которых нет вреда жизни и здоровью.
Средняя группа риска (ИКР 31–100) характеризуется умеренно агрессивным стилем вождения, который приводит либо к многократным незначительным нарушениям ПДД, либо к повторяющимся грубым. ДТП, в которые попадают такие водители, характеризуются большим материальным ущербом и, возможно, причинением вреда жизни и здоровью. Такие водители нуждаются в переобучении и коррекции водительского опыта для изменения собственных привычек и особенностей характера.
Участники группы высокого риска (ИКР от 101) склонны к маргинальному поведению на дорогах, многократному совершению грубых нарушений и, как следствие, к существенному повышению вероятности возникновения тяжелых ДТП. Такая группа требует особого и постоянного внимания со стороны контролирующих органов и ГИБДД.
По достижении определенного уровня риска водители/автомобили переходят из одной группы в другую. При этом нарушения имеют срок давности: один год в случае с несерьезными нарушениями и три года, если эти нарушения привели к ДТП с жертвами. По истечении срока привлечения к административной ответственности уровень риска снижается, если к общей сумме не добавились новые нарушения.
Коэффициенты по нарушениям из разных групп риска | |
Нарушение низкой степени риска | 1х |
Нарушение средней степени риска | 3х |
Нарушение высокой степени риска | 10х |
Любое нарушение, которое привело к ДТП кат. 1 | 30х |
Любое нарушение, которое привело к ДТП кат. 2 | 100х (сохраняется 3 года) |
Любое нарушение, которое привело к ДТП кат. 3 | 300х (3 года после окончания уголовного преследования) |
Эксперты уверены, что реализовать такой подход не составит труда, поскольку страховые компании при заключении договоров с водителями проводят схожие расчеты, присваивая свои коэффициенты.
Водители и автомобили с наименьшими коэффициентами, согласно предложениям, при фиксации легких нарушений ПДД должны получать не штрафы, а предупреждения. Например, если водитель случайно запутался в знаках и проехал по выделенной полосе для общественного транспорта или повернул под красную стрелку. Но при этом его ИКР увеличат. Если водитель или автомобиль значатся в базе как злостные и имеют высокий ИКР, они будут даже за незначительные нарушения получать максимальные штрафы, при этом оплачивать их придется в полном объеме без скидки 50%.
При этом концепция вводит понятие минимального и максимального штрафа по каждому типу нарушений. Например, для нарушений средней степени риска штраф может составлять 1500 руб., а максимальный — 5000 рублей. То есть нарушителю из высокой группы риска придется заплатить 5000 руб., а водителю с низким ИКР — только 1500 рублей с правом 50-процентной скидки. А собственник с нулевым риском при этом вообще отделается предупреждением. Однако во всех этих случаях ИКР будет повышен на 3 единицы.