Ежегодно автопроизводители тратят колоссальные средства на разработку и внедрение различных противоугонных систем для своих машин. Иммобилайзеры, сигнализации, датчики наклона, буксировки и разбития стекол — далеко не полный перечень технических новшеств, которые должны обезопасить транспортное средство. Однако искоренить проблему пока не получается. По подсчетам МВД, ежегодный теневой оборот угонщиков в России превышает 16 млрд рублей.
Компания Toyota предложила еще одно техническое средство, которое может сделать работу угонщиков бессмысленной и в перспективе поможет ликвидировать вторичный рынок сбыта угнанных автомобилей. Речь о защитной системе T-Mark, с которой мы познакомились в ходе специального мероприятия.
В России, по статистике ГИБДД, в 2010–2019 годах чаще других угоняли автомобили Kia, Hyundai и Toyota. Так, на японский бренд приходится 16% от всех хищений за это время. Помимо убытков для клиента это несет серьезные репутационные и финансовые потери для автомобильных компаний. Так, один из представителей японского бренда признался, что уже несколько раз сталкивался со случаями, когда потенциальный покупатель отказывался от приобретения автомобиля из-за слишком дорогой страховки.
Сама система кражи и дальнейшей реализации машины достаточно проста: непосредственно похищение, перегон в специальный гараж, подготовка необходимых документов, замена VIN-номера и «легализация» машины, а потом продажа на вторичном рынке.
Автопроизводители признают: несмотря на наличие проверенных и новых технологий безопасности, в мире нет ни одного автомобиля, который был бы защищен от злоумышленников на 100%. Поэтому Toyota предлагает механизм, который полностью бы исключил возможность продажи ворованной машины на вторичном рынке. Для этого японцы разработали уникальный противоугонный идентификатор для своих автомобилей под названием T-Mark. Именно эта технология, по мнению японцев, должна ликвидировать экономическую привлекательность этого вида преступной деятельности и сделать кражу машины практически бессмысленной.
На кузов и узлы автомобиля в 30 секретных местах наносится до 10 000 микроточек, выполненных из пленки. Распознать их можно только с помощью ультрафиолета. Причем точная карта их размещения известна только автопроизводителю и меняется каждые полгода. Сами базы данных хранятся в европейском подразделении компании, и доступ к ним имеет весьма ограниченный круг лиц. Микроточки уникальны для каждого автомобиля и содержат индивидуальный 14-значный PIN-код, привязанный к VIN-номеру.
Прочитать эти цифры можно только при 60-кратном увеличении — например, с помощью портативного микроскопа. Такие устройства часто используют для проверки денег на кассах и в обменных пунктах. Зная комбинацию цифр, на специальном сайте любой желающий сможет узнать всю информацию об автомобиле: оригинальный VIN, комплектацию, цвет кузова, дату производства, а также характеристики двигателя и трансмиссии. Таким образом, злоумышленникам не удастся скрыть истинную историю и параметры похищенного автомобиля, что сильно затруднит его сбыт.
Микроточки наносятся на автомобиль вместе со специальным клеем из баллонов с пульверизатором. Емкости с остатками потом утилизируются так, что получить к ним доступ будет невозможно. Прочность клея проверяли при температуре от -60 до +45 градусов. Также в компании уверяют, что ему не страшна полировка и многочисленные мойки. Маркеры держатся на автомобиле примерно 15 лет — считается, что этого достаточно, так как угонщиков не интересуют машины старше шести лет.
Противоугонные идентификаторы наносятся на автомобили уже на российских заводах. Импортированные машины обзаводятся маркерами в портах прибытия. При этом представители компании подчеркнули, что внедрение новой технологии на стоимость машины никак не повлияло.
Toyota уже использует противоугонные идентификаторы в некоторых странах Европы. Среди них — Германия и Польша. Однако наиболее востребованной эта технология стала в ЮАР, где маркировка для машин Toyota и Lexus была введена еще в 2008 году. После того как власти признали эту практику удачной, система распространилась на все машины в стране. В результате количество угонов в ЮАР сократилась на 80% и через несколько лет практически сошло на нет.
В России с декабря 2019 года идентификатором T-Mark оснащаются Toyota Camry и RAV4, которые собираются на заводе в Санкт-Петербурге. Все автомобили марки Lexus маркируются с января 2020 года. В планах японской компании — оснащать все свои новые автомобили уже с июля нынешнего года. Страховщики о нововведении знают, и некоторые компании готовы предоставить клиентам 10-процентную скидку на машины с противоугонными метками.