Правительство Самарской области намерено ввести налоговые льготы для владельцев машин на газовом топливе. На заседании комитета местной думы по транспорту, дорогам, информационным технологиям и связи рассмотрели законопроект об освобождении от транспортного налога владельцев машин на метане, а также 50-процентной налоговой льготе для владельцев битопливных машин, которые могут работать как на газе, так и на бензине или дизтопливе.
Во многих регионах России уже действуют законы, по которым автомобили на газовом топливе облагаются пониженным транспортным налогом, а в некоторых областях он отменен вовсе. Однако чаще всего это касается машин, принадлежащих организациям или осуществляющих транспортные и пассажирские перевозки.
Например, в Санкт-Петербурге не платят налог организации и индивидуальные предприниматели, использующие газовые автомобили, в Ярославской области 50-процентная льгота действует только в отношении машин на сжатом природном газе (метане), а в Смоленской области 30-процентная скидка действует в отношении пассажирских автобусов с любым типом газовых установок.
В Татарстане уже несколько лет регион субсидирует 30% затрат на перевод техники на природный газ и выдает топливную карту. В Москве к вопросу отмены транспортного налога подошли с другой стороны и освободили от уплаты всех владельцев электрокаров. В ноябре прошлого года Мосгордума одобрила закон, в соответствии с которым льгота будет действовать до конца 2024 года.
А на федеральном уровне в прошлом году был принят законопроект, освобождающий от уплаты транспортного налога владельцев угнанных автомобилей, вплоть до их нахождения и возврата. Прежде автовладельцам требовался специальный документ из полиции, а сам факт угона необходимо было подтверждать ежегодно — либо приходилось снимать машину с учета. Согласно новому документу, налогом не облагаются не только находящиеся в розыске машины, но и те, следствие в отношении которых уже было прекращено.
Разговоры об отмене транспортного налога ведутся уже несколько лет — участники рынка считают более справедливым закладывать его в акцизы на топливо, чтобы казну пополняли те, кто действительно много ездит. Однако в конце 2019 г. Госдума в первом чтении отклонила законопроект фракции «Справедливая Россия», отменяющий транспортный налог на легковые автомобили.
Депутаты объяснили свое решение тем, что полный отказ от налога может привести к возникновению выпадающих доходов бюджетов субъектов РФ. «Это региональный налог, и законом каждого субъекта РФ устанавливается ставка этого налога», — заявил депутат от «Единой России» Айрат Фаррахов.
Нынешняя методика расчета транспортного налога действует с 2003 г. и с тех пор не менялась: пошлина исчисляется как произведение региональной налоговой базы и налоговой ставки, которая зависит от мощности двигателя. Например, в Москве для автомобилей с моторами не мощнее 100 л. с. она составляет 12, от 100 до 125 л. с. — 25, от 125 до 150 л. с. — 35 и так далее вплоть до 150 за мотор мощностью более 250 сил.
Таким образом, за год владения легковым автомобилем любого возраста мощностью 150 л. с. и стоимостью дешевле 3 млн руб. придется заплатить 5250 рублей. В случае если автомобиль подпадет под «налог на роскошь», сумму придется умножить на повышающий коэффициент.
В прошлом году налоговый режим был облегчен для владельцев машин не старше трех лет, попадающих в нижнюю категорию роскошных (от 3 млн до 5 млн руб.): для них теперь применяется только один вид повышающего коэффициента 1,1 вместо прежних 1,3 и даже 1,5 для автомобилей моложе одного года.
Это произошло после того, как Счетная палата предложила пересмотреть ставки. «Установленный механизм расчета, предусматривающий применение повышающих коэффициентов в зависимости от стоимости автомобиля, усложняет процесс администрирования транспортного налога. Также это приводит к спорным ситуациям в части определения стоимости конкретного автомобиля», — рассказали в организации.
В конце февраля Минпромторг опубликовал обновленный список роскошных автомобилей, в который теперь попали некоторые модели массовых брендов. Так, в списке оказались автомобили Chrysler, Honda, Mazda и Subaru. Всего в категорию машин стоимостью от 3 до 5 млн руб. попало 632 модели и их модификации, что на 54 наименования больше, чем в 2019 году. Список автомобилей в ценовом диапазоне от 5 до 10 млн руб. увеличился на 38 позиций — до 484 машин.