Министерство транспорта обновило требования к процессу фотосъемки автомобилей при прохождении техосмотра. Скорректированная версия законопроекта, с которой ознакомился Autonews.ru, опубликована на правительственном портале Regulation.gov. Все эти изменения вступят в силу 8 июня вместе с новой редакцией закона о техосмотре. Их главная задача — исключить «заочное» прохождение ТО при помощи серых схем. Как утверждают в Минтрансе, новые требования не повлияют на стоимость прохождения ТО.
Анализ поступивших предложений привел к тому, что требования к фотосъемке значительно скорректировали. Так, эксперты Минтранса исключили труднореализуемые по мнению участников рынка нормы, в том числе фотографирование передней части прицепов и полуприцепов, а также обязательную фотосъемку VIN-номеров.
Ранняя редакция правил обязывала операторов проводить фотофиксацию процесса контроля автомобилей трижды: до осмотра, в любое время в процессе прохождения ТО и после его окончания. Теперь же таких фотографий нужно будет сделать две: до и после техосмотра. Это относится к транспортным средствам категорий М, N и L (пассажирские транспортные средства, грузовики и мототранспортные средства). На всех изображениях должна быть четко видна передняя часть ТС с маркой, цветом и госномером (для категорий M и N).
В Минтрансе также уточнили, что считают фотографирование задней части транспортного средства в конце проведения технического диагностирования необходимым, «так как эти сведения позволяют в том числе определить время, затраченное на техническое диагностирование, и осуществить дополнительный контроль».
ТС категории О (прицепы) также должны фотографировать в начале и конце проведения технического диагностирования. При этом на фотографии должна быть видна передняя часть тягача, марка, цвет и государственный регистрационный знак.
Скорректированы и требования к качеству и размеру фотографий. Делать снимки теперь допускается в форматах .jpg, .jpeg, .png. Раньше допускался только формат .jpg. Примут и одиночный кадр видеоряда в формате MPEG. Файл должен содержать дату, время, координаты места фотографирования. Усилены и требования к защите от подделки — все фотографии должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью.
Объем файла должен быть не менее 300 и не более 700 килобайт. Размеры изображения по горизонтали и вертикали должны быть не менее 1280х720 пикселей. Формат цвета RGB не менее 16 бит, изображение в градациях серого или в черно-белом формате не допускается. Высота символа государственного регистрационного знака, представленного на фотографическом изображении, должна составлять не менее восьми пикселей.
Сделанные фотографии станут неотъемлемой частью диагностических карт. А сами фотографии в электронном виде будут храниться в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра (АИСТО) в течение всего срока действия диагностической карты.
Чтобы эксперты смогли определить, что автомобиль точно заезжал на пункт ТО, скорректированы требования к определению местоположения транспортных средств. Так, в первоначальной версии проекта допускалось, что координаты местоположения приехавшего на обслуживание автомобиля могут находиться в радиусе 150 метров от координат пункта техосмотра, которые указаны в реестре операторов.
В новой редакции сказано: «Координаты местоположения ТС должны определяться на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы России с точностью определения не более 15 м по координатным осям при доверительной вероятности 0,95». Имеется ввиду, что 15 метров - это требование к точности определения координат (а не к максимальному расстоянию между пунктом ТО и местом фиксации). Наличие координат в фотоматериале фиксации ТС позволит сравнить их с координатами пункта ТО и сделать вывод, был снимок сделан на территории пункта ТО или же нет.
Часть изменений сделали на основе предложений эксперта в области фотовидеофиксации Григория Шухмана. Однако самого Шухмана предложенное чиновниками решение устроило не полностью. Например, он уверен, что четкое определение координат автомобиля возможно, только если пункт ТО располагается вне плотной застройки. «Координаты более-менее точно определяются на открытом воздухе, — говорит эксперт. — В противном случае, тем более в помещении, прием сильно усложнен. Приемник ГНСС может давать «выбросы» на десятки метров».
Эксперт предложил Минтрансу использовать комплексы автоматической фотофиксации, схожие по принципу работы с дорожными камерами, которые имеют защиту канала данных от модификации результатов измерений.
«Такие камеры можно было бы установить при въезде и выезде из боксов, — рассуждает Шухман. — Комплексы могут в автоматическом режиме фиксировать изображение ТС, отображать место и время, автоматически распознавать госномера и по ним идентифицировать транспортное средство. К этой информации прикреплялись бы снимки в базе техосмотра в автоматическом режиме, чтобы исключить человеческий фактор. А время внесения в базу данных диагностики должно попадать в интервал между въездом и выездом из бокса. Имея эту информацию, можно делать вывод с учетом трудоемкости процедуры техосмотра: проводился ли он, или машину загнали на минуту».
Эти предложения в Минтрансе не приняли. Чиновники объяснили это тем, что требования к средствам фотофиксации относятся к предмету регулирования проекта приказа. Их будет устанавливать Минтранс в рамках приказа «Об утверждении требований к производственно-технической базе оператора технического осмотра».
Тем не менее эксперт признает, что новая система с фотографиями позволит лучше контролировать сферу техосмотра. По его оценке, многое будет зависеть от добросовестности операторов. «Есть два снимка и время между ними, а гоняли ли машину по стендам все это время, или же она просто стояла на месте, по фотографиям не проверить», — отметил Шухман.
В свою очередь, заместитель генерального директора НИИ автомобильного транспорта Виталий Комаров напомнил о том, что требования к фотоматериалам включают запрет любой коррекции и вмешательства. «Уличить мошенников в подделке станет проще. Конечно, 100-процентной гарантии того, что серый техосмотр полностью исчезнет, никто не даст. Но все данные будут аккумулироваться в единой системе ТО, и если какой-то из пунктов ТО вызовет подозрения, его будет проще проверить и вычислить недобросовестных участников рынка», — сказал Комаров Autonews.ru.
Бороться с серым техосмотром будут и при помощи штрафов. Так, с 26 июля 2020 г. вместе с названными изменениями заработают поправки к КоАП, вводящие штраф за управление автомобилем, не прошедшим технический осмотр. Причем нарушения будут фиксировать с помощью дорожных камер, сверяя госномера с базой данных, но не чаще одного раза в сутки. Сумма штрафа составит 2 тыс. рублей.
Если же выяснится, что диагностическая карта была оформлена без проведения осмотра, то оператора технической станции или сотрудника страховой компании накажут на сумму от 5 до 10 тыс. руб., должностное лицо — от 30 до 50 тыс. руб., а организацию — на сумму от 200 до 300 тыс. рублей.