Обвал стоимости нефти и курса рубля в понедельник, 9 марта, вызвал смятение среди работающих в России автопроизводителей. Текущие цены на новые автомобили, позволяющие работать без убытков, были основаны на гораздо более благоприятных прогнозах. Теперь же, когда курс российской валюты обвалился до 75 руб. за доллар и до 85 руб. за евро, риск работы в убыток для зависящих от иностранных компонентов автоконцернов существенно увеличился.
Опрошенные Autonews.ru представители ведущих автокомпаний расходятся во мнениях о том, как быстро и насколько ощутимо текущая волатильность на финансовом рынке и пикирующий курс рубля отразятся на стоимости продаваемых в России машин. Однако сходятся в том, что очередных изменений цен просто не избежать.
Что говорят сами автопроизводители
«Текущая ситуация приведет к тому, что цены взлетят, рынок рухнет, ряд запланированных запусков просто отменят на неопределенный срок. Пару дней мы готовы подождать, но потом начнем реагировать. Если вы планировали покупку — лучше поторопиться. Рынок ждет многоступенчатое повышение цен», — заявил Autonews.ru представитель одного из автоконцернов.
Источник также добавил, что при самом худшем сценарии российский авторынок просядет до 1,4 млн автомобилей в 2020 году (прогноз комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса — 1,72 млн автомобилей).
«Поскольку понедельник в России — выходной день, то ситуация станет более понятной к вечеру вторника. Все автокомпании ждут, когда курс рубля стабилизируется уже на новой отметке», — добавил представитель другой крупной автомобильной марки.
Изменение цен во многом будет зависеть от стратегии автопроизводителей, пояснили еще в одной из локализовавших производство в России компаний.
«Никто не будет быстро реагировать и суетиться — можно вспомнить опыт прошлых кризисов. Не было такого, чтобы ценники переписывали уже на следующий день, — объяснил собеседник. — Поставки машинокомплектов, компонентов, которые сейчас находятся на пути в Россию, уже оплачены, поставки в зависимости от брендов могут занимать несколько месяцев. Поэтому время на то, чтобы подумать, у нас есть. Дальше все будет зависеть от стратегии производителя: кто-то будет готов повысить цены и при этом потерять долю рынка, кто-то будет ждать и действовать более осторожно. Компании будут заново планировать свои стратегии и принимать решения, только когда возникнет точка равновесия и получится строить хотя бы среднесрочные прогнозы на российском рынке».
В компании Nissan Autonews.ru официально заявили, что не будут принимать скоропалительных решений. «Будем смотреть за рынком. В случае дальнейшего роста бивалютной корзины и подъема цен конкурентами мы не исключаем возможности повышения цен», — отметили в пресс-службе бренда.
Как могут измениться цены
Глава Ассоциации российских автомобильных дилеров (РОАД) Олег Мосеев уверен: если просевший курс рубля зафиксируется на новом уровне на длительный срок, все автокомпании будут вынуждены пересчитать цены и привести их в соответствие с новыми реалиями. По его словам, у большинства производителей при определении текущих цен был заложен курс около 65 руб. за доллар и порядка 70–72 руб. за евро.
«Сейчас доллар торгуется по 74-75, евро — около 85 руб., — отметил Мосеев в беседе с Autonews.ru. — Скорее всего, это паническая история, и я не исключаю, что во вторник курс рубля будет опускаться еще ниже, но потом будет откат. Точно так же, как и в случае с упавшими ценами на нефть. Это стандартная история: в атмосфере паники курсы падают больше, когда все успокаивается, происходит коррекция. Но я не думаю, что цена на нефть вернется к $50 за баррель. Поэтому курс рубля зафиксируется на другом горизонте — в районе 70 руб. за доллар. И на этом фоне автопроизводителям придется пересчитывать цены. Они не будут делать этого сразу, предпочтут действовать постепенно. В первую очередь речь идет об импортных моделях, которые будут дорожать более оперативно, чем высоколокализованные автомобили. Задержка по импорту тоже будет, но гораздо короче».
По оценке Мосеева, падение рубля приведет к ощутимому росту цен на новые автомобили.
«Будет точно плюс 7-8% к текущим ценам, — спрогнозировал Мосеев. — При этом с начала года цены уже корректировали. С учетом этих изменений и при условии, что текущая ситуация не поменяется, цены на автомобили по итогам года могут вырасти до 15%. С прошлого года (в 2019 г. было продано 1 759 532 автомобиля, согласно данным АЕБ. — Прим. ред.) роста дохода россиян не наблюдалась. Поэтому вряд ли у населения вдруг появилось больше денег, чтобы тратить их на автомобили. Соответственно, это приведет к снижению продаж в штуках. И то падение продаж на 8% (до 1,62 млн автомобилей. — Прим. ред.), которое РОАД прогнозировал в начале этого года, покажется оптимистичным. Скорее всего, падение будет больше, но, подчеркну, только в случае, если не произойдет какого-то отскока».
Мосеев уверен, что у автокомпаний будет достаточно времени, чтобы адаптироваться к новым условиям. Так, планы по производству и продажам строятся на 3–6 месяцев вперед. Соответственно, на складах сейчас находятся большие запасы новых автомобилей и запчастей.
«Нынешний курс евро для европейских концернов действительно неприемлем с точки зрения текущих цен, установленных на автомобили. — отметил глава РОАД. — Но вряд ли они с утра вторника начнут пересчитывать ценники. Компании понимают, что это просто ударит по глобальным продажам. Все будут смотреть на то, как действуют другие. Плюс есть хеджирование валютных рисков, что позволяет думать, что у производителей есть все инструменты для того, чтобы не поднимать цены моментально. Производство планируется на три месяца вперед, это точно, за это время производится оплата автокомпонентов, которые будут идти на склады еще около трех месяцев. Получается полугодовой цикл работы».
Когда лучше покупать новую машину
Всем, кто планировал покупку нового автомобиля в ближайшее время, Мосеев советует не откладывать на потом. Вероятность падения цен отсутствует.
«Но покупайте автомобиль только в том случае, если он вам действительно нужен, — уточнил эксперт. — Потому что машина — это не инвестиция, а расход. Инвестицией автомобиль может быть, только если речь идет о бизнесе по перевозке товаров или людей. Покупать совершенно ненужный вам автомобиль не стоит, точно так же, как холодильники и телевизоры».
В свою очередь аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов прогнозирует, что цены в первую очередь будут повышаться на импортные автомобили, но не станут исключением и локализованные модели.
«У российских производителей, конечно, есть больший запас прочности, но доля импортных комплектующих в их ситуации тоже достаточно значительна. Поэтому повышение цен, безусловно, начнется. Но оно будет носить поступательный характер, одномоментно закладывать текущий уровень девальвации рубля в цены никто не будет», — спрогнозировал Беспалов в беседе с Autonews.ru.
По словам аналитика, у большинства автокомпаний на складах есть запасы актуальных моделей и комплектующих. Поэтому на первом этапе предприятия постараются понять, на какой отметке в итоге закрепятся валютные курсы.
«Если девальвация будет устойчивой, то цены на рынке, безусловно, вырастут на несколько процентов, — рассуждает эксперт. — Повышение цен в свою очередь приведет к тому, что спрос будет замедляться. Он и так был не очень высок, а с учетом повышения цен ситуация окажется еще хуже. Но цены на рынке будут зависеть от каждого из автопроизводителей, их отношений с материнскими компаниями и тем, будут ли они готовы компенсировать им часть дополнительных затрат. Реакция будет в любом случае: не на следующий день, но ценники начнут переставлять в ближайшее время».
По оценке аналитика, государство отреагирует на ситуацию с новыми автомобилями, только если произойдет очень сильное падение спроса. В таком случае не исключено, что правительство решит увеличить расходы на программы поддержки — например, на льготное автокредитование.
Глава аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков уверен, что март и апрель станут крайне успешными месяцами на авторынке России. «Динамика однозначно вернется в плюс. Дилеры сумеют сбыть весь скопившийся запас. Причем скидки и промоакции уже не нужны. К лету о текущих ценах будем только вспоминать. Кто планировал купить автомобиль — не медлите», — написал Целиков в Facebook.
Изменение курса рубля, впрочем, стало не единственной проблемой для российских автокомпаний, так некоторые вынуждены были более пристально планировать свою работу из-за вспышки коронавируса и задержек поставок автокомпонентов из Китая и других пострадавших от вируса стран.