Произошедший 9 марта обвал на рынках привел к тому, что цена на нефть Brent падала ниже уровня $32 баррель, цена нефти марки WTI — ниже $30. Это произошло из-за новостей о том, что сделка ОПЕК+, ограничивающая добычу нефти, перестанет действовать с 1 апреля. Россия не согласилась с предложением Саудовской Аравии ограничить добычу на дополнительные 1,5 млн барр. в сутки. Сейчас цены на нефть отскочили до $36 за баррель, но, как заявил глава Минэнерго Александр Новак, восстановление котировок нефти займет несколько месяцев.
Тем временем президент США Дональд Трамп в своем Twitter отметил, что сложившаяся ситуация благоприятна для потребителей, поскольку цены на бензин должны снизиться. Российские автомобилисты также понадеялись, что увидят более низкие цены на АЗС и до последнего старались не заправляться. Но зря: ведущие эксперты и аналитики отрасли объяснили, почему топливо в России будет дорожать при любом раскладе.
Снижение цен на бензин в России из-за падения цен на нефть невозможно, поскольку розничные цены на дизельное топливо и бензин практически не привязаны к стоимости нефти, объяснил аналитик ГК «Алор» Алексей Антонов в беседе с Autonews.ru. По его оценке, доля стоимости сырья в цене на топливо в России составляет не более 7%.
«Если мы посмотрим на структуру стоимости одного литра АИ-95 в рознице, то обнаружим, что 3/4 стоимости (порядка 72%) формируют заложенные в нее государственный акциз, НДС и расходы на уплату НДПИ (налога на добычу полезных ископаемых), — рассуждает Антонов. — Вычитаем так же расходы нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) на переработку, транспортировку, логистику, прибыль трейдеров и операторов АЗС. В итоге выходит, что стоимость сырья, в зависимости от текущих котировок, с 2019 года не превышает 7%».
Эксперт предполагает, что текущее падение нефти на мировом рынке теоретически могло бы привести к снижению цен на бензин в пределах 2%. Однако сомневается, что это произойдет. Антонов считает нефтепереработку в России проблемной отраслью, «которая до 2019 года существует за счет многомиллиардных субсидий, а начиная с 2019 года — за счет демпфирующих надбавок».
«Текущие цены на нефть сдерживаются новым механизмом компенсаций со стороны государства и неформальными договоренностями с ним. В итоге участники рынка корректируют оптовые и розничные цены так, чтобы это оказывало минимальное давление на темпы инфляции, — говорит Антонов. — Стоит ли объяснять, что возможность получить дополнительную прибыль в условиях подешевевшей нефти вряд ли будет ими упущена. Но ни о каких сверхприбылях речь не идет. Ведь сама по себе нефть не оказывает существенного влияния на себестоимость литра топлива в опте или тем более рознице».
Эксперт уточняет, что, проходя по цепочке от скважины до пистолета в топливном баке, топливо дорожает не из-за скачущих котировок на мировом рынке, а из-за роста расходов всех участников этой цепочки. «Эти расходы, надо полагать, вырастут в связи с очередным мощнейшим витком девальвации рубля, смягчающей последствия 30-процентного обвала для добывающих компаний», — прогнозирует аналитик.
Текущая ситуация на сырьевом и валютном рынках может сохраниться в течение несколько недель или даже месяцев. Тогда бензин и дизель в рознице не только не подешевеют, но и вырастут в цене на 2–4% еще до начала мая. «Это возможно, если к тому времени Москва и Эр-Рияд не придут к согласию», — говорит Антонов.
По его мнению, государство будет прикладывать все силы, чтобы сдерживать цены на топливо. Наиболее активно это будет происходить в случае с дизелем, поскольку неблагоприятная ситуация на рынке совпала по времени с началом сельскохозяйственного сезона.
«Аграрии рискуют оказаться в очень сложной ситуации, которая уже во второй половине года может вылиться в существенный скачок инфляции: дополнительные расходы на солярку заложат в стоимость сезонных овощей и фруктов уже летом, а осенью поднимут цены на зерновые, масличные и прочие культуры», — уточнил эксперт.
Руководитель аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов назвал типичной ситуацию, в которой в нефтедобывающих странах и странах-экспортерах цена на бензин не падает вслед за нефтью. Дело в том, что внутренние цены на бензин субсидирует государство. Так происходит и в России.
«Цены на топливо, которые мы сейчас видим на заправочных станциях, субсидируются. Из-за такой схемы получается, что рентабельность у игроков невысокая, — объясняет Баженов Autonews.ru. — Рынок зажат в регуляторные тиски. С одной стороны, мы имеем высокие акцизы, которые давят на нефтепереработку. С ними помогают справляться только различные демпферы и субсидирование. С другой стороны, есть розница, которая не может работать по принципу свободного ценообразования — цены на топливо поставлены в прямую зависимость от инфляции. С 2009 года в отрасли действует правило «инфляция минус», согласно которому цены на бензин и топливо должны расти на 1-2 процентных пункта ниже инфляции. Поэтому нет смысла ждать каких-то понижений. Принцип свободного ценообразования у нас не работает. Цена будет расти всегда, потому что она регулируется».