branding imagebranding image
РБК АВТО
Коронавирус против автопрома Алина Распопова
Подписаться на Telegram-канал

ГИБДД начала рейды из-за COVID-19. Требуют маски и антисептики

Таксопаркам начали выписывать штрафы за водителей, которые ездят на заказы без масок и антисептиков. Сами таксисты жалуются: найти маски в аптеках уже нереально
Фото: Konstantin Kokoshkin / Global Look Press
Фото: Konstantin Kokoshkin / Global Look Press

В Москве стали проводить массовые рейды по проверке готовности водителей к борьбе с коронавирусом. Начали с таксистов: их проверяют сотрудники Роспотребнадзора — останавливать автомобили помогают Московская административная дорожная инспекция (МАДИ) и ГИБДД. Специалисты выясняют у таксистов, проходили ли они обязательный медосмотр. Также у водителей проверяют наличие медицинских масок и антисептиков — они должны быть в каждой машине. Согласно требованиям Роспотребнадзора, все таксисты в России обязаны менять маски каждые три часа и регулярно проветривать и обрабатывать салон своих машин средствами дезинфекции. Это нужно делать после завершения рабочей смены или же не менее двух раз в сутки. Особое внимание при обработке водители должны уделять рулевому колесу, ремням, подлокотникам, ручкам дверей.

Всеми средствами защиты и профилактики сотрудников обязаны обеспечивать таксопарки — в противном случае им грозит штраф в размере 30 000 рублей. Такие требования содержатся в предписании по профилактике распространения коронавируса, которое Роспотребнадзор отправил в транспортные организации, в том числе в адрес таксомоторных организаций и сервисов каршеринга. Согласно документу для проведения дезинфекции рекомендуется применять наименее токсичные дезинфицирующие средства, зарегистрированные в установленном порядке, в инструкциях к применению которых указаны режимы обеззараживания объектов при вирусных инфекциях.

Как выяснил Autonews.ru, по итогам первых дней проверок сотрудники Роспотребназдора оформили уже более 80 протоколов в отношении таксомоторных компаний, которые не выполнили разосланные им инструкции. Как рассказали Autonews.ru в пресс-службе МАДИ, такие проверки теперь будут проходить регулярно — несколько раз в неделю. Все такси проверят в местах их притяжения — у крупных транспортных пересадочных узлов, на вокзалах и в аэропортах.

Фото: Zhou Mu / Xinhua / Global Look Press Коронавирус против автопрома 16 марта 2020 Коронавирус мощно ударил по автопрому: цифры, факты, события
Фото: Konstantin Kokoshkin / Global Look Press Статьи 12 сентября 2019 «Штрафы приходят каждый день». Таксистов спасут от камер

«Водители такси должны как можно чаще мыть руки с мылом или протирать их кожными антисептиками, — объяснили в МАДИ. — В салоне обязательно наличие антисептиков для обработки поверхностей. Кроме этого, компаниям предписывается не допускать к работе после предрейсового осмотра водителей с признаками острых респираторных инфекций. Сотрудники МАДИ отвечают за проверку прохождения предрейсового медосмотра в целях безопасности пассажиров».

Агрегаторы такси: одни раздают маски, другие разводят руками

Сервисы по заказу такси реагируют на рекомендации Роспотребнадзора по-разному. Так, большинство отмечают, что собственного таксопарка у них нет. Поэтому забота о здоровье водителей и пассажиров лежит именно на этих организациях. Об этом, к примеру, ТАСС сообщила пресс-служба сервиса «Ситимобил». Там уточнили, что компания направила своим партнерам рекомендации по профилактике распространения коронавируса нового типа. В сервисе «Везет» также заявили о направлении рекомендаций. «Везет» — информационный сервис, у нас нет водителей в найме и автомобилей в активах», — сказали в компании.

Фото: Komsomolskaya Pravda / Global Look Press
Фото: Komsomolskaya Pravda / Global Look Press

В пресс-службе «Яндекс.Такси» объяснили Autonews.ru, что вся информация от Роспотребнадзора уже доведена до партнеров компании в таксопарках и до самих водителей. Там уточнили, что, поскольку новые случаи заболевания во многом связаны с возвращением из-за рубежа, с середины марта компания организовала в аэропорту Шереметьево пункты, где водители могут бесплатно измерить температуру, получить маски и дезинфицирующие средства.

«Водители и таксопарки уже хорошо информированы о том, какие меры предосторожности следует принимать, повышенной температуры пока ни у кого не выявлено. Чтобы такая проверка была доступна по всей Москве, мы сделаем для водителей бесплатной самодиагностику на 40 точках телемедицинского контроля в городе. Такие точки, а вместе с ними больницы и пункты дезинфекции, будут отмечены на карте в специальном мобильном приложении для водителей. Для нас важно, чтобы люди не упустили момент, когда нужно обратиться за помощью к врачу», — рассказали в пресс-службе.

В компании также подчеркнули, что всю работу по профилактике коронавируса «Яндекс.Такси» проводит в сотрудничестве с оперативным штабом и в случае необходимости компания готова принимать и другие меры. Пользователям такси представители сервиса также напомнили, что безналичная оплата — самый простой способ снизить вероятность передачи инфекции.

Таксисты: штрафуют, а масок нет

Несмотря на жесткие требования и высокие штрафы, несколько водителей такси, которые за последние дни приезжали по заказу корреспондента Autonews.ru, были без масок, и специальных средств у них не нашлось. О том, что их должны обеспечивать сами таксопарки, они услышали впервые. Некоторые пожаловались, что масок в аптеках нет, а им «надо работать, а не стоять в очередях».

Фото: Konstantin Kokoshkin / Global Look Press
Фото: Konstantin Kokoshkin / Global Look Press

В свою очередь руководитель одного из небольших московских таксопарков с численностью 150 автомобилей рассказал Autonews.ru, что о рекомендациях Роспотребнадзора узнал из СМИ и специальных чатов работников служб такси.

«Ребята рассказали, что стали получать штрафы, их наказывают за отсутствие масок по какой-то антитеррористической статье, от самого Роспотребнадзора мы ничего не получали, — уточнил участник рынка такси. — Мы в целом готовы выполнить эти требования, как я понял, у водителя должно быть две маски, бутылка воды и салфетки с антисептиком. Только оказалось, что из этого набора ничего в доступе нет: надо потратить не только серьезную сумму, но и несколько дней на поиски. А потом по новой. Ведь если взял заказ в аэропорту — точно надо предостеречься, протереть машину».

По словам представителя таксопарка, он и многие его коллеги просят водителей самостоятельно закупать все необходимое и обещают компенсировать все расходы, но получают отказы. «Водители звонят и говорят, что ничего не могут найти, тратить время они тоже не хотят. Если нам такие штрафы придут, мы их будем оспаривать, они несправедливы», — рассказал участник рынка.

Глава профсоюза «Таксист» Ярослав Щербинин также заявил, что введение большого штрафа в условиях дефицита станет дополнительной неоправданной нагрузкой для бизнеса.

«Раз так быстро появилось такое серьезное требование и сразу ввели высокий штраф, нужно обеспечить возможность выполнения таких предписаний, — считает Щербинин. — Создайте пункты продаж этих наборов по конкретным незавышенным ценам. Это был бы нормальный подход. В аптеках в Москве из-за этого ажиотажа масок не найти. Бизнес и предпринимателей просто обязали закупить такие наборы, а как мы выкрутимся, их не волнует».

Фото: Komsomolskaya Pravda / Global Look Press
Фото: Komsomolskaya Pravda / Global Look Press

По его словам, уже начались проверки самих таксопарков — сотрудники Роспотребнадзора приезжают на места и проверяют выполнение нормативов. В противном случае они выписывают штраф, размер которого в целом сопоставим с расходами на закупку масок и антисептиков. Но в том, что сами таксисты будут чаще протирать машины, Щербинин сомневается. «У меня бывает по 20–25 заказов в день, когда я буду успевать протирать ручки? Водители на заказах по 100 рублей точно не будут этим заниматься».

Тем временем первый зампред комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков уже направил мэру Москвы Сергею Собянину обращение (имеется в распоряжении Autonews.ru) с просьбой обеспечить всех водителей такси антисептиками бесплатно. «Таким образом будет поддержан малый и микробизнес и наши граждане, которые не имеют личных автомобилей, но вынуждены по ряду неотложных дел перемещаться по городу».