Все российские автопроизводители и дилерские центры готовятся к началу следующей недели, которая указом президента Владимира Путина объявлена нерабочей. Внеплановые выходные продлятся с 30 марта по 3 апреля: работать им не рекомендуется, при этом в апреле ожидается очередная волна повышения цен.
Все автопроизводители, включая АвтоВАЗ, уже подтвердили готовность закрыть свои российские предприятия на недельный карантин. Впрочем, многие автобренды объявили об этом еще до распоряжения правительства — причиной стала не только борьба с распространением коронавируса, но и перебои с поставками запчастей. Пока автопроизводители уверяют, что запасов автомобилей на складах достаточно, однако эксперты предупреждают: после того как стоки истощатся, машины будут продавать уже совсем по другим ценам. Разбираемся, приведет ли это к ажиотажу в автосалонах в ближайшие выходные и к чему вообще готовиться.
Дилерские центры всех автомобильных марок действительно готовятся к закрытию с начала следующей недели, сообщил Autonews.ru вице-президент Ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Сергей Киселев. Всего в России, по оценке РОАД, работает около 3,5 тыс. дилерских центров различных марок, в которых задействовано порядка 300 тыс. сотрудников.
Как уточнил Киселев, дилеры надеются сохранить возможность продолжать обслуживание автомобилей, поскольку именно сервис обеспечивает до 50% дохода предприятий. Руководство автосалонов уже обратилось за соответствующими разъяснениями в правительство о возможности оставить открытыми сервисные зоны. В ассоциации считают необходимым отнести деятельность авторизованных сервисных предприятий к перечню предприятий, занимающихся неотложным ремонтом.
«Март и апрель — традиционно месяцы самого высокого спроса на автомобили, — объяснил Киселев. — Обычно весна перекрывает зимние проблемы и летний период отпусков. Весной дилеры зарабатывают по 30–40% ото всей чистой прибыли за год. Примерно половину прибыли приносит обслуживание автомобилей. Мы надеемся сохранить хотя бы эту возможность, ведь работа сервиса способствует сохранению мобильности граждан».
Кроме того, по словам Киселева, у многих дилерских центров заключены контракты на обслуживание госструктур, служб доставки, в том числе продуктов питания, а также экстренных служб реагирования, таких как МЧС, пожарная служба, скорая помощь, газовые аварийные службы и так далее.
В РОАД уточнили, что, если неделя все-таки окажется полностью выходной, сотрудники будут получать только основную часть зарплаты без переменной ее части, которая состоит из премий и бонусов. Киселев уверен, что такой же подход по оценке выплат за эту неделю применят и автопроизводители.
«Дилерские центры не бюджетные организации, помимо фиксированного оклада есть переменная мотивировочная часть оклада, — рассказал представитель РОАД. — Точно так же и у автопроизводителей. Получается, что в целом все эти люди останутся без той зарплаты, на которую они рассчитывали. То же самое на заводах — все зависит от производительности. Сейчас заводы заморозили, потом вместо двух смен будет одна или вместо недельного цикла — четыре дня. Сейчас все только начинается, а дальше все будет только печальнее».
Некоторые автосалоны и вовсе надеются на возможность поработать в режиме выходного дня, сократив количество задействованного персонала, но не закрываясь совсем. И дело не только в том, что весна — традиционно самое горячее время в сфере автомобильных продаж. На дилерских центрах также лежит и обязанность выполнять свои кредитные обязательства перед партнерами и офисами представительств. Поэтому руководители сомневаются, что салоны получится полностью законсервировать.
Так, генеральный директор ГК «Феникс» (дилер Audi в Санкт-Петербурге) Вячеслав Жигалов рассказал, что надеется продолжить работу в течение следующей недели.
«Я воспринимаю этот указ не как запрет на работу, а просто как дополнительные выходные, — сказал Жигалов. — Скорее всего, будем работать как в выходные: административный персонал останется дома, а деятельность клиентских служб мы сокращать не планируем. Ведь обычно мы работаем семь дней в неделю. Пока мы ждем пояснений, надо также понять, будут ли работать банки и в каком режиме. У нас есть обязательства перед партнерами, которые никто не отменял. И полностью заморозить процесс у нас возможности нет. Все-таки автосалоны не место, где собирается много людей, пожилая аудитория к нам не приходит».
По оценке участника рынка, работа даже по усеченному режиму обернется снижением производительности компаний. Он признался, что закрывать салон на фоне повышенного спроса и роста предзаказов на машины ему не хочется. «В любом случае это простой, это дополнительные издержки, — отметил Жигалов. — Весной продажи стабильно выше. Сейчас я вижу всплеск спроса на рынке, все стараются успеть заказать автомобили заранее, чтобы зафиксировать текущие цены, потому что понимают, что дальше машины будут только дороже. Поэтому неделя простоя не пройдет незамеченной».
Опрошенные дилеры рассказали, что многие решат о том, как работать, после собраний, которые пройдут в четверг и пятницу. Но большинство уже сейчас начали экстренно приглашать своих клиентов забрать автомобили, выдача которых была запланирована на следующую неделю. Это поможет избежать возможных конфликтов в случае введения полного карантина. Об этом, в частности, рассказали в ГК «АвтоСпецЦентр».
«Давать прогнозы по работе сложно. Но в четверг и пятницу дилеры будут стараться по максимуму выдать клиентам выкупленные автомобили, поэтому определенный приток клиентов, вероятно, будет, — сказали в компании. — Если сервисные центры на следующей неделе продолжат работу, то можно ожидать рост трафика. Начинается сезон шиномонтажа, а у клиентов, которые окажутся на выходных, появится больше свободного времени».
Многие признаются, что своим выходом на работу хотят обойти конкурентов. Например, о том, что продолжат работу, несмотря на выходные, рассказали в ГК «Сибкар» (дилер марок BMW, Hyundai, Mitsubishi и ряда других в Сургуте).
Аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов считает, что неделя простоя как для дилеров, так и для производителей в целом не принесет ощутимого негативного эффекта. По его словам, в случае ухудшения ситуации со спросом дальнейшие потери могут оказаться гораздо серьезнее.
«Сейчас главная, гораздо большая проблема даже не перебои с предложением автомобилей, а наличие спроса, — объяснил Беспалов Autonews.ru. — Рынок стагнирует, в таких условиях производители неизбежно будут перекладывать свои издержки на потребителей и повышать цены. Многие к этому окажутся не готовы — спрос в таком случае будет падать. Главный вопрос сейчас — на каком уровне стабилизируется курс рубля, от этого во многом будет зависеть ценовая политика брендов».
А вот глава аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков уверен, что следующая неделя принесет новую волну серьезных изменений, и советует тем, кто планировал покупку автомобиля, сделать это в ближайшие выходные.
«Сейчас все дилеры бравируют, что будут работать, но им могут не дать делать это физически, — отметил Целиков. — Идет подготовка к каким-то следующим шагам. Поэтому, если кто-то хочет что-то купить, надо успеть это сделать в выходные. С понедельника начнется другая жизнь. Заводы встают, модели кончаются, следующие придут совсем по другим ценам. Поэтому лучше поторопиться. Если машина нужна — делайте это сейчас. Если нет, то не воспринимайте машину как инвестицию».