В венецианские каналы вернулись рыбы и другая живность, но позже выяснилось, что некоторые ролики в социальных сетях — фейк. Мол, лебеди всегда плавали в каналах Венеции, а плещущиеся около пирса дельфины вообще сняты не там, а на Сардинии. Тем не менее никто в научном сообществе не стал отрицать тот факт, что всемирный карантин сильно повлиял на экологическую обстановку на планете. И в первую очередь речь идет об атмосфере.
Основную роль в этом сыграла, конечно же, остановка огромного количества вредных производств с токсичными выбросами. Однако в больших городах загазованность воздуха снизилась именно благодаря повсеместному отказу от личного транспорта.
Первыми вдохнули с облегчением жители крупных городских агломераций Китая — Шанхая и Пекина. По данным местного Центра исследований энергетики и чистого воздуха (CREA), к началу марта выбросы СО2 в Китае сократились как минимум на 25%. При этом, по подсчетам экологов, в больших городах вклад автомобильного транспорта в загрязнение атмосферы составляет до 90% по окиси углерода и 70% по окиси азота.
Неудивительно, что, по данным Министерства экологии и окружающей среды Китая, число дней с «хорошим качеством воздуха» в двух крупнейших городах выросло на 21,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Впрочем, обстановка улучшилась не только в мегаполисах, но над всей центральной частью КНР. Это заметно, в частности, на снимках из космоса, которые были опубликованы в твиттер-аккаунте NASA-Earth еще 5 марта.
В этом случае, конечно, влияние оказал не только отказ от личного автотранспорта, но и приостановка огромного количества промышленных производств. Следом после Китая карантинные меры начали принимать в европейских странах. В крупных городах вроде Лондона, Парижа и Мадрида отмечают резкое снижение уровня угарных газов в воздухе. В Берлин вернулись редкие виды птиц, которые до этого покинули город из-за высокого уровня шума и загрязненности воздуха, вызванного именно автомобильным транспортом.
Введенный в большинстве регионов России режим самоизоляции тоже оказал влияние на экологическую обстановку и качество воздуха. И в первую очередь наиболее заметны перемены в Москве и Санкт-Петербурге. За минувшую выходную неделю столицу покинули более 850 тыс. автомобилей. За два последующих дня воздух в Москве стал ощутимо чище: концентрации оксида углерода, оксида азота и диоксида серы снизились почти 5,5 раза.
По заявлению специалистов «Мосэкомониторинга», в центре города средняя концентрация оксида углерода снизилась в 3 раза, а взвешенных частиц РМ10 (твердые частицы диаметром менее 10 мкм, находящиеся в воздухе во взвешенном состоянии) — в 5,8 раза.
Немаловажную роль в этом, конечно, сыграли не только ограничения на передвижение и отказ жителей столичного региона от личного транспорта, но и циклон, принесший снегопад и понизивший атмосферное давление. Однако экологи отмечают, что с продлением выходных и режима самоизоляции очищение воздуха будет лишь усиливаться. Дело в том, что в России ежегодно на автотранспорт в среднем приходится около 780 000 т загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу. Это больше половины всех вредных выбросов. Причем в больших городах доля автомобильного выхлопа в общем объеме вредных выбросов составляет порядка 90%. Интенсивность движения за минувшую неделю снизилась на 50%, и это далеко не предел, отметили в Департаменте транспорта Москвы. Так что, кажется, дышать станет еще легче.