Стоимость автомобильного топлива в России всегда росла, и 2020-й, несмотря на падение стоимости нефти, не станет исключением. Впрочем, темпы роста цен на топливо будут ниже инфляции. Об этом на днях заявил глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев.
«При инфляции в 1% с 1 января этого года бензин и нефтепродукты в среднем выросли на 0,2%, то есть рост ниже инфляции, безусловно, будет обеспечен российским правительством в этом году», — уточнил Артемьев. При этом ранее президент Владимир Путин удивился росту стоимости бензина за год на 10,4% и призвал чиновников контролировать цены на бензин. После этого в ФАС заявили, что предпосылок для роста цен на топливо в стране сейчас нет.
В конце 1999 г. стоимость топлива составляла в среднем 7 руб. за литр. За первые шесть месяцев 2000 г. цена на бензин выросла на незначительные 2,1%, но уже в сентябре бензин подорожал на 27% из-за роста цен на нефть во всем мире. Еще одной причиной скачка цены стало отсутствие ограничений на экспорт нефти из России. Нефтяные компании отправили большие объемы топлива на экспорт, не обеспечив в достаточной мере российские нефтеперерабатывающие предприятия. Однако к концу декабря 2000 г. цена на топливо начала снижаться. С января 2001 г. акциз на бензин начали взимать с заправочных станций.
Таблица роста цен на бензин за последние 20 лет (указана средняя стоимость по стране) |
||
АИ-92, руб./л | АИ-95, руб./л | |
2000 | 7,5 | 8,5 |
2001 | 8,29 | 9,28 |
2002 | 9,8 | 10,99 |
2003 | 10,9 | 12,61 |
2004 | 13,6 | 14,74 |
2005 | 16,8 | 17,46 |
2006 | 18,7 | 19,72 |
2007 | 19,39 | 20,9 |
2008 | 20,1 | 22,8 |
2009 | 22,3 | 24,1 |
2010 | 23,5 | 25,4 |
2011 | 24,9 | 26,92 |
2012 | 26,8 | 29,07 |
2013 | 28,9 | 31,39 |
2014 | 32,2 | 35,11 |
2015 | 33,3 | 36,13 |
2016 | 34,7 | 37,6 |
2017 | 36,5 | 40,1 |
2018 | 39,43 | 43,95 |
2019 | 43,13 | 45,67 |
2020 (прогноз) | 43,8 | 46,2 |
В течение 2001 г. Россия поддерживала соглашение ОПЕК об ограничении экспорта нефти, поэтому стоимость бензина практически не менялась полтора года. Но в 2002 г. Россия вышла из соглашения, и уже в мае цена бензина выросла сразу на 15%. Следующий скачок цен на бензин в России произошел летом 2004 г. вслед за Европой. Экспортировать топливо нефтяникам было выгоднее, чем производить бензин внутри страны. Правительству пришлось принять меры — были повышены экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты с целью приостановить вывоз сырья. В 2005 г. стоимость бензина повысилась на 4%. Для остановки роста цены топлива правительство снова увеличило экспортные пошлины, а цены на бензин были заморожены.
В январе 2006 г. в России отменили государственный мораторий на повышение стоимости бензина, и за полгода он подорожал на 4%. В августе пошлины на нефть повысили до рекордных 216 долларов за тонну. За 2007 г. бензин подорожал всего на 2,8%. В то время активную работу вела антимонопольная служба, которая получила широкие полномочия по проверке цен на топливо благодаря закону «О защите конкуренции». В конце 2007 г. и в первые месяцы 2008 г. оптовый бензин подорожал из-за закрытия девяти нефтеперерабатывающих заводов на профилактику. Правительство продолжало увеличивать экспортные пошлины на нефть (230 долларов). С января по апрель 2008 г. рост цен на бензин составил 7%.
После увеличения пошлины на экспорт до 460 долларов за тонну цены на бензин начали снижаться. В первом полугодии 2009 г. снижение розничных цен на бензин продолжилось, правительство и ФАС продолжали давление на нефтяные компании. С августа 2008 по май 2009 г. бензин подешевел на 25%. Но после из-за мирового повышения цен на нефть стоимость бензина в рознице выросла на 9%. В 2010 г. бензин вырос в цене еще на 4%. В росте цен ФАС тогда обвинила вертикально интегрированные корпорации, которые контролировали более 30% бензинового рынка России, такие как «Роснефть», «ЛУКойл», ТНК-ВР и «Газпромнефть». В январе 2010 г. произошло первое за пять лет повышение акцизов на бензин. До этого акцизы не повышали как раз для сдерживания роста цены на топливо.
Цены на бензин продолжали подниматься и после 2010 года. С 1 января 2011 г. акцизы начали считать исходя не из октанового числа, а из класса экологической безопасности. За три года пятилетки бензин подорожал почти на 50%, перевалив психологический рубеж в 30 руб. за литр в ноябре 2012 года. Одна поездка в московском метро тогда стоила также 30 рублей. Тенденция роста цен на бензин сохранилась и в 2014 году. После воссоединения с Крымом потребительские цены на бензин выросли на 8,9%. По данным Росстата, стоимость крымского бензина была выше, чем в других регионах. Подорожание было зафиксировано сразу в 37 регионах. Средняя цена бензина АИ-92 тогда составила 32,24 руб. за литр, а АИ-95 — 35,11 руб. за литр. В Симферополе же 92-й продавали за 37 руб. за литр, а 95-й почти за 40 рублей.
«Причины роста понятны, — заявлял тогда президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. — Стоимость российского бензина не привязана к цене нефти, которая составляет в цене литра всего 7%. А дорожает у нас бензин потому, что практически нет факторов, которые могли бы повлиять на снижение цен. Есть инфляция, есть налоговая нагрузка, кстати, которая в цене литра топлива занимает 60%».
Колебания нефтяных котировок в 2014–2016 гг. не отразились на заправках в России. Нефть падала в цене, но оптовые и розничные поставщики повышали цены, стараясь компенсировать потери от падения курса рубля. Правительство продолжало увеличивать акцизный сбор, а нефтяники закладывали его в стоимость топлива. Хотя нефть в период с осени 2014 и до января 2015 г. подешевела больше чем в два раза.
Следующее крупное падение цен на нефть произошло в период с декабря 2015 до февраля 2016 года. Бензин подешевел на рубль, но затем возобновил рост. В августе 2017 г. на фоне стабилизации нефтяных котировок средняя цена АИ-95 уже превысила 40 руб. за литр. В мае 2018 г. произошел еще один скачок нефтяных цен, что привело к росту стоимости автомобильного топлива с 41 до 44 руб. за литр. Повышение цен на топливо, наряду с увеличением пенсионного возраста и ставками НДС, стало одной из самых острых тем в 2018 году. Были введены новые налоговые правила, и российские нефтеперерабатывающие заводы покупали нефть по тем же ценам, что и зарубежные клиенты. Цены на топливо пошли вверх. Правительство заключило с нефтяниками специальное соглашение — оптовые цены для независимых сетей АЗС были заморожены. Но это не спасло российский рынок от роста цены на бензин.
Сейчас цены на бензин и дизельное топливо на российских АЗС постепенно стабилизировались, но речь о снижении не идет. В 2020 г., по мнению большинства экспертов и представителей отрасли, рост цен продолжится. Минэнерго дает прогноз инфляции на 2020-й в 4%.