В МВД России разработали новые правила учета и сбора статистики о ДТП, количестве погибших и пострадавших. Информацию обо всех авариях страховщики, юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны будут сообщать в полицию, но обрабатывать данные начнут по-новому. Соответствующий проект постановления «Об утверждении правил учета ДТП» опубликован на правительственном портале regulation.gov.ru. Изменения вступят в силу уже с 1 января 2021 года.
Статистику ДТП очистят от аварий, которые, по мнению МВД, лишь косвенно связаны с автомобилями, но все равно попадают в статистику. Теперь в нее теперь будут попадать только данные об авариях, которые произошли на дорогах общего пользования именно из-за нарушений ПДД, но и здесь есть исключения. Например, в статистику ДТП не будут включать происшествия, которые случились «в результате действий должностных лиц, уполномоченных осуществлять принудительную остановку транспортных средств». Под такую формулировку, например, подпадает ситуация, когда инспектор ГИБДД таранит автомобиль при погоне.
В итоги года также не попадут сведения о погибших или пострадавших во время официальных спортивных мероприятий по автомобильному или мотоциклетному спорту. Не будут учитывать в статистике ДТП возможных жертв на культурно-зрелищных или иных публичных мероприятиях с использованием транспортных средств. Например, если автомобиль въедет в толпу зрителей, их в статистику жертв ДТП не включат. Исключат и несчастные случаи при постановочных действиях при съемках фильмов и проведении театрализованных мероприятий.
Статистику ДТП не будут дополнять инциденты, произошедшие при производственных операциях, не связанных с перевозкой людей или грузов. Не попадут в нее происшествия, которые случились из-за нарушения правил техники безопасности: например, когда водитель запустил двигатель при включенной передаче и въехал в дерево, при сцепке/расцепке транспортных средств, а также при ремонте.
Не попадут в статистику ДТП происшествия, случившиеся в результате умышленных посягательств на жизнь и здоровье граждан или действий, направленных на причинение имущественного ущерба. Не будут таковыми считаться случайные падения пассажиров движущихся транспортных средств категорий М2 и М3, а также трамваев, троллейбусов. Речь идет только о случаях, которые не связаны с нарушением ПДД водителями и в которых во время происшествия не пострадали третьи лица и не были повреждены транспортные средства и сооружения. Если водитель совершил ДТП умышленно или в невменяемом состоянии, а также если, к примеру, скончался за рулем из-за инсульта, эта информация также не будет отражена в статистике.
Вести учет, как и сейчас, будет ГИБДД — на каждое ДТП будет заводиться отдельная электронная карточка. Данные для базы будут предоставлять владельцы автомобильных дорог, Российский союз автостраховщиков (РСА), медицинские организации, а также юридические лица и предприниматели, владеющие транспортными средствами.
По мнению координатора автомобильного сообщества «Синие ведерки» Петра Шкуматова, если водители благодаря изменениям получат возможность в любой момент проверить электронную карточку, заведенную на свой автомобиль, это избавить их от проблем со страховыми мошенниками.
Введение единого нового порядка учета ДТП по всей России не только снизит нагрузку на региональные отделения ГИБДД, но и позволит ведомству выйти на показатели, установленные в рамках федерального проекта «Безопасность дорожного движения» национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», считают эксперты. В нем прописано требование президента Владимира Путина снизить смертность на дорогах России до 4 человек на 100 тыс. населения к 2024 году. Сейчас сотрудники ГИБДД действительно испытывают лишнюю нагрузку из-за событий, которые к ним не относятся, объяснил Шкуматов.
«Например, погиб гонщик на спортивных соревнованиях или погрузчик при разгрузке продуктов задел человека — ГИБДД к этому не имеет никакого отношения, а сверху им прилетает недовольство руководства, — рассказал Шкуматов. — Поэтому статистика действительно должна быть более точной, потому что искаженные данные мешают принимать адекватные решения. Например, на МКАД случилось ДТП, люди вышли из машин, их сбил грузовик. В статистику погибшие попадают как пешеходы. Из-за этого начинают бороться с бегающими на МКАД пешеходами, в то время как проблема совсем в другом».