branding imagebranding image
РБК АВТО
Карантин Екатерина Демишева
Подписаться на Telegram-канал

«Думаем, как заработать, а потом — о вирусе». Что будет с такси

Электронные пропуска и новые запреты — как работают правила для такси и что об этом думают сами водители
Фото: Софья Сандурская / АГН «Москва»
Фото: Софья Сандурская / АГН «Москва»

Столичные власти ввели новые ограничительные меры, в числе которых оказался полный запрет работы служб каршеринга и частичное ограничение работы такси. Мы пообщались с самыми крупными агрегаторами рынка такси и профсоюзом таксистов, чтобы выяснить, какие ограничения появились в работе.

Премиальное такси попало под запрет

«Водители такси также должны будут получать пропуска как работающие граждане — мы уже отправили им рассылку, что они обязаны регистрироваться в установленном порядке. «Ситимобил» продолжает работать для всех клиентов, передвижение которых правомерно. Именно поэтому мы уверены, что такси будет работать в период ограничений, хоть и в менее активном режиме, чем в обычные дни», — спрогнозировала представитель PR-службы «Ситимобил» Полина Ломоносова.

Собянин рассказал о новых ограничениях. Главное для автомобилистов Карантин 10 апреля 2020 Собянин рассказал о новых ограничениях. Главное для автомобилистов
Фото: Егор Алеев / ТАСС Карантин 10 апреля 2020 «Это цирк какой-то». Нарушители самоизоляции спорят с ГИБДД

Представитель компании «Яндекс» Елизавета Хмелева заверила Autonews.ru в том, что работа такси на сегодня не приостанавливалась. «Согласно последним указам мэра Москвы, работа таксистов в городе разрешена. Люди, задействованные в обеспечении бесперебойной работы важных служб и сервисов, могут перемещаться по городу при наличии специального разрешения. У таксистов есть официальное разрешение на таксомоторную деятельность, это гарантирует им возможность выйти на линию и продолжить свою работу в городе. Таксисты сейчас активно помогают врачам быстро приезжать на помощь пациентам, а магазинам — доставлять продукты и товары первой необходимости», — пояснила Хмелева.

Как нам пояснили в компании Gett, перевозки в премиум-классе временно приостановлены, потому что разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров, необходимое по новому указу Сергея Собянина, выдается только водителям желтых и белых автомобилей такси.

Фото: twitter.com / Gett_RU
Фото: twitter.com / Gett_RU

«Черные такси бизнес-класса, а также минивэны работают по договорам фрахтования. Новые предписания не учитывают этот класс таксоперевозок. На время ограничений мы пригласили всех водителей перейти в Gett Delivery, так как спрос на доставку товаров и продуктов только растет», — рассказала директор по PR компании Gett Екатерина Шумова.

Водители пока не в курсе

Ни одна из компаний такси пока не получила четких инструкций от властей, как водители такси должны проводить проверку QR-кода пассажира. «Техническую возможность с нами пока не обсуждали. Сейчас мы ожидаем разъяснений от Департамента транспорта. При необходимости интеграции по API с базами кодов мы проанализируем техническую возможность верификации. На этой неделе мы добавим в приложение для вызова такси специальное поле для кода, который дает разрешение на проезд, чтобы свести к минимуму взаимодействие между пассажиром и водителем. Введение кода будет обязательным, а ответственность за достоверность данных будет нести пассажир. В спорных случаях мы будем готовы предоставить полиции всю необходимую информацию после запроса по установленной законом форме», — пояснили в компании Gett.

В компании «Яндекс» на вопрос о проверке водителями QR-кодов пассажиров сослались на отсутствующие предписания властей по данному вопросу. В компании «Ситимобил» сообщили, что «как только будет понятен механизм проверки наличия пропусков у пассажиров, водители будут обязаны проводить проверку в установленном порядке».

Представитель профсоюза такси Ярослав Щербинин рассказал Autonews.ru, что сами водители пока не в курсе нововведений и никто не инструктировал их по поводу проверки пропусков у пассажиров.

«Проверка должна быть организована с помощью какой-то техники или приложения. Это должно быть продумано технически, пока водители ничего об этом не знают», — сказал Щербинин.

Фото: Komsomolskaya Pravda / Global Look Press
Фото: Komsomolskaya Pravda / Global Look Press

Поесть или заболеть

Представитель профсоюза такси также пояснил, что большая часть водителей такси сейчас оставила работу, потому что пассажиропоток снизился настолько, что водители зачастую не отбивают даже аренду машины в таксопарке.

«Водители, которые не могут оставаться дома, работают, как и раньше. Они сами должны теперь получать пропуска, но как это будет организовано, непонятно. Например, сегодня сайт московской мэрии, на котором оформляются заявки на пропуск, весь день висел. А людям надо работать», — рассказал Щербинин.

На наш вопрос о том, не боятся ли водители такси продолжать работу, представитель профсоюза ответил эмоционально, но коротко. «Когда стоит выбор поесть или, возможно, заболеть, мне кажется, что выбор, очевидно, будет в сторону поесть. Поэтому те, кто находится в сложной ситуации, думают в первую очередь о том, как себя прокормить, а потом уже о вирусе», — пояснил Щербинин.

По его словам, агрегаторы пытаются помочь таксистам в проведение дезинфекции и выдают медицинскую защиту, но этого все равно мало. «Когда на 10 тыс. машин в городе всего два пункта дезинфекции, посчитайте сами, сколько водители будут ждать своей очереди в рабочее время», — недоумевает представитель таксистов.

Водителям помогают бесплатно

По словам представителя «Ситимобил», в компании организовали бесплатную дезинфекцию автомобилей для водителей, подключенных к сервису в Москве, Санкт-Петербурге и ряде других городов. В столице водитель может продезинфицировать свой автомобиль в четырех стационарных пунктах дезинфекции.

«Хотя обязанность обеспечить водителей необходимыми средствами защиты в первую очередь лежит на таксопарках, «Ситимобил» за свой счет закупил антисептические средства и маски для водителей, подключенных к сервису, а также одноразовые антисептические салфетки для пассажиров. Водители могут получить материалы в домах такси и таксопарках партнеров. Водителям рекомендуют работать в масках, не выходить на работу при первых признаках ОРВИ и регулярно обрабатывать антисептиками ручки дверей и чаще проветривать салон автомобиля», — рассказала Полина Ломоносова.

Фото: Софья Сандурская / АГН «Москва»
Фото: Софья Сандурская / АГН «Москва»

В компании Gett также сообщили, что обеспечивают водителей защитными наборами, в которые входят маска, перчатки, санитайзер и питьевая вода. Чтобы минимизировать распространение новых случаев заболеваний, пункты дезинфекции автомобилей организовала и компания «Яндекс». В ходе дезинфекции тщательно обрабатывают панели, руль, ручки двери, рычаги, кнопки климат-контроля, мультимедиа и другие поверхности автомобиля.

«Мы начали бесплатно выдавать антисептические средства и маски. Перегородки уже в производстве и совершенно точно будут установлены на машинах, которые возят врачей. Водители «Яндекс.Такси» также смогут бесплатно посоветоваться с врачом с помощью видеосвязи, текстового чата или по телефону, а еще обратиться в пункты самодиагностики. Мы уже запустили такую услугу в тестовом режиме. Водители перед выполнением заказов еще могут пройти проверку здоровья с помощью пунктов самодиагностики», — пояснила Елизавета Хмелева.

Зараженный пассажир

Мы также выяснили, что происходит с водителем и его автомобилем, если вдруг выясняется, что в салоне проехал зараженный пассажир или гражданин, который контактировал с зараженным и нарушил режим самоизоляции.

«Мы регулярно получаем информацию из штаба по контролю за коронавирусом. Если в заражении подозревается водитель, мы связываемся с ним, сообщаем о том, что с ним свяжутся и он должен будет пройти медосмотр. И блокируем его аккаунт на 14 дней. Аналогичная процедура действует и в отношении пассажиров», — рассказали в компании Gett, добавив, что машину эвакуируют и подвергают полной дезинфекции.

Фото: Komsomolskaya Pravda / Global Look Press
Фото: Komsomolskaya Pravda / Global Look Press

В «Ситимобил» также сообщили, что отключают аккаунт водителя в случае контакта с зараженным пассажиром. «Мы не можем даже минимально рисковать здоровьем наших пользователей и партнеров, поэтому если водитель находился в одной машине с инфицированным коронавирусом пассажиром, мы будем вынуждены отключить его от сервиса и отправить на 14-дневный карантин. Чтобы защитить водителей в этот непростой период, мы запустили программу финансовой поддержки водителей, лишившихся возможности работать из-за коронавируса. Мы понимаем, что для многих водителей такси — единственный заработок, поэтому компенсируем их двухнедельный доход полностью», — пообещали в компании.