Новый отечественный лимузин должен был стать наследником модели Л-1, которая строилась на ленинградском заводе «Красный Путиловец». Однако предприятию не хватило ресурсов и проект был передан ЗИСу, которым в то время руководил И.А.Лихачев.
В конце 1930-х ЗИС-101 стал настоящим воплощением передовых технологий в автоиндустрии. Кузов первого советского представительского автомобиля частично делали из бука, а под капот установили рядный восьмицилиндровый двигатель объемом 5,76 литра, выдававший 110 лошадиных сил. В передовой по тем временам набор бортового оборудования входили не только печка, радио и прикуриватели, но и телефон спецсвязи.
Начавшаяся война остановила производство ЗИС-101, но уже произведенные автомобили приказом по мобилизации изымали у частных владельцев, ведомственных служащих и таксопарков и отправляли прямиком на фронт, где те внесли немалый вклад в будущую победу.