Нашумевший проект нового КоАП доработают и представят, несмотря на пандемию коронавируса. В Министерстве юстиции подтвердили Autonews.ru, что все изменения в КоАП, которые принесут для автомобилистов много нового, будут готовы в срок. Переносить внесение документа в правительство из-за пандемии коронавируса не планируют — там его рассмотрят уже в мае. После чего проект отправят на обсуждение в Госдуму.
Как сообщили в Минюсте, размеры административных штрафов предложено «в основном сохранить в пределах» действующих, чтобы избежать роста нагрузки на граждан и бизнес. Это означает, что штрафы ГИБДД заметно вырасти не должны. Разработчики объяснили, что размер санкций прописан в контексте общих правил соразмерности наказаний административного кодекса. Окончательные цифры участники группы по составлению новой редакции КоАП еще будут прорабатывать.
В КоАП планируют добавить несколько новых составов, и ответственность за них достаточно высока. Их предложила внести в проект первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Ирина Рукавишникова. Правом составлять соответствующие протоколы о нарушениях хотят наделить должностных лиц субъектов и органов местного самоуправления.
Нарушение | Размер штрафа, руб. |
Парковка на газонах | До 5000 для физлиц, до 35 000 для юрлиц |
Парковка на детских и спортивных площадках | До 5000 для физлиц, до 35 000 для юрлиц |
Брошенный автохлам | До 5000 для физлиц, до 35 000 для юрлиц |
Мойка автомобиля в неположенных местах | До 5000 для физлиц, до 35 000 для юрлиц |
Подтопление улиц и тротуаров после дождя или в результате таяния снега, которые препятствуют движению пешеходов и машин | До 2500 для физлиц, до 5000 для ИП, до 50 000 для юрлиц |
«Нетрезвое» вождение, отказ от медосвидетельствования | 30 000 и залог в виде автомобиля для гарантии уплаты штрафа |
Опасное вождение | 5000 |
Речь идет в первую очередь о штрафах, связанных с нанесением ущерба городской среде. Сейчас эта сфера регулируется в основном на местном уровне — наказание и размер ответственности устанавливают муниципалитеты. Однако соблюдение правил контролировать не получается, поскольку во многих регионах нормы просто не соблюдают и за нарушения никого не штрафуют.
«На уровне муниципалитетов есть правила благоустройства, где прописано, допустим, что нельзя на газонах и детских площадках ставить машины, запрещено портить зеленые насаждения. Но пресечь это правонарушение зачастую невозможно, потому что во многих субъектах нормы, касающиеся ответственности за неисполнение этих правил, не работают. В итоге сложилась парадоксальная ситуация: есть правила, но нет возможности их применения на практике», — цитирует ТАСС слова сенатора.
Поэтому в КоАП предлагают прописать, например, ответственность за парковку на газонах, детских и спортивных площадках, а также за брошенные во дворах бесхозные автомобили, мойку автомобиля в неположенных местах. Максимальное наказание для граждан за эти нарушения может составить до 5 тыс. рублей, а для юридических лиц — до 35 тыс. рублей.
Также законодатели предложили ввести наказание за подтопление улиц и тротуаров после дождя или в результате таяния снега, которые препятствуют движению пешеходов и машин. За это предлагают установить максимальный штраф до 500 рублей для граждан, до 5000 рублей для индивидуальных предпринимателей и до 50 000 рублей для юрлиц.
В качестве положительного примера Рукавишникова назвала Москву, где «сложилась хорошая практика в вопросах благоустройства территорий и наказаний за допущенные правонарушения в этой сфере». В столице, напомним, штраф за парковку на газоне составляет 5000 рублей для граждан и 300 000 рублей — для юридических лиц. При этом до 90% нарушений фиксируют сами жители, используя приложение «Помощник Москвы».
Однако даже если в новом КоАП и появится отдельная статья за парковку на газоне, столичным водителям не стоит надеяться, что размер ответственности вдруг снизят. Скорее всего, для Москвы и Санкт-Петербурга как для городов федерального значения сделают отдельные статьи, в которых сохранят повышенную ответственность для водителей. Как это делается сейчас, например, при штрафах за выезд на полосу для общественного транспорта — в регионах за это наказывают на 1500 рублей, а в Москве и Санкт-Петербурге — на 3000 рублей.
Что касается брошенных автомобилей, то сейчас для их владельцев не предусмотрено никакого наказания. Максимальная проблема, с которой они могут столкнуться, — это эвакуация на спецстоянку и последующая утилизация. Но процедура это долгая — в Москве ее немного упростили в 2015 году. Если раньше перемещать застрявший на годы во дворе автомобиль можно было только по согласию собственника, то теперь достаточно жалобы в районную управу, префектуру или на сайт «Наш город». В ряде регионов для таких проблем работают специальные горячие линии.
По брошенным автомобилям собирают комиссию, составляют акт, а владельцу сообщают о необходимости привести машину в порядок или убрать ее в течение 14 дней. Если владельца найти не удалось или он не принял никаких действий, то машину эвакуируют на спецстоянку. Там автомобиль хранится еще три месяца, пока ищут его хозяина. По истечении этого времени управа подает заявление в суд о признании автомобиля бесхозным. Утилизировать машину смогут только по решению суда.
Свои дополнения к проекту нового КоАП также разрабатывают эксперты и участники рабочей группы при Общероссийском народном фронте (ОНФ). Например, там хотят присваивать автомобилям и водителям коэффициенты риска, аккуратным не выписывать штрафы, а лихачей наказывать строже.
Также в предложенном проекте нового КоАП предусмотрена ответственность за опасное вождение. Для этого предлагается отдельная статья 21.30 «Опасное вождение». За неадекватное поведение автомобилистов хотят штрафовать на 5000 рублей. Само понятие появилось уже несколько лет назад, но ответственность до сих пор не ввели — эксперты все еще спорят, по каким критериям оценивать такое поведение.
Так, представитель Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергей Канаев вовсе предложил Минюсту и ГИБДД разделить такие понятия, как опасное и агрессивное вождение. «Если манера вождения человека привела к ДТП, если пострадали люди — это опасное вождение. Если же автомобилист просто неуважительно ведет себя по отношению к окружающим на дороге, но негативных последствий нет, то это — агрессивное вождение. А дальше мы можем воспользоваться нормами статьи «Хулиганство». Нарушителей по ней можно привлечь к разной ответственности, вплоть до уголовной», — говорил Канаев Autonews.ru.
Требование о том, чтобы у нетрезвых водителей машины забирали в залог в качестве гарантии уплаты штрафа, в Госдуме надеялись прописать на законодательном уровне раньше, чем примут новый КоАП. Законопроект прошел первое слушание в Госдуме еще в 2016 году, а в конце 2019 года его обновили и доработали.
Однако ситуация с коронавирусом все изменила. Поэтому, скорее всего, новую норму придется рассматривать уже в контексте всех предложений в проект КоАП.
«Суть закона в том, что сейчас впервые лишенные прав за нетрезвое вождение автомобилисты должны платить штраф 30 тыс. руб. согласно ст. 12.8 КоАП. Но добровольно платят штрафы только 30% из наказанных водителей. Получается, что люди отделываются легким испугом. Но ведь именно штраф призван стимулировать водителей соблюдать ПДД. А если автомобилист из собственного кармана ничего не заплатит, это только простимулирует его сесть за руль пьяным повторно», — объяснял Autonews.ru первый зампредседателя комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Вячеслав Лысаков.
На каждое предложение в Минюсте должны дать отзыв. В случае принятия документ должен вступить в силу с 1 января 2021 года.