В МВД не успели до пандемии коронавируса запустить новый ускоренный способ прохождения медосвидетельствования для водителей. С его помощью в ведомстве надеялись получить возможность проверять больше автомобилистов и тратить на это меньше времени. Речь идет о так называемых экспресс-тестах на наркотики и алкоголь. Планировалось, что их начнут предлагать всем попавшим под подозрение автомобилистам как быструю альтернативу алкотестеру или поездке в медучреждение — такая проверка не предполагает ни наличия понятых, ни ведения видеосъемки. Соответствующий проект постановления «О внесении изменений в правила освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения…» ранее был опубликован на правительственном портале regulation.gov.
Ожидалось, что его обсуждение состоится в Общественной палате в середине апреля. Далее, на основе полученных отзывов в МВД, могли продолжить работу над внедрением изменений.
Как ранее сообщал «Коммерсантъ», первый замглавы МВД Александр Горовой в своем письме в Общественную палату просил дать заключение в «возможно короткий срок». Закупка экспресс-тестов предусмотрена нацпроектом «Безопасные и качественные дороги» (БКАД; утвержден президентским Советом по стратегическому развитию в 2018 году): 1,56 млн тестов планировалось закупить в 2019 году, еще столько же — в 2020 году, но это не было сделано. В полиции уже разработали техническое задание для поставщиков: тест должен безошибочно определять алкоголь или наркотики при температурах от –5°C до +45°C.
Однако, как сообщили Autonews.ru принимавшие участие в подготовке отзывов на проект эксперты, из-за карантина обсуждение пришлось отложить на неопределенный срок. Впрочем, как говорят сами общественники, вряд ли в МВД стоит рассчитывать в дальнейшем на позитивные отклики.
В МВД предложили включить в правила медосвидетельствования всего пару формулировок. Они позволят использовать на самом первом этапе проверки новые «приборы (средства), свидетельствующие об обнаружении наличия алкоголя или наркотических веществ». Норма допустимой погрешности в России, напомним, составляет 0,3 промилле (0,16 мг/л). За вождение в нетрезвом виде штрафуют на 30 000 рублей и лишают прав на срок от полутора до двух лет.
К действующим сейчас признакам опьянения (как запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, покраснения на лице и «не соответствующее обстановке поведение») в МВД хотят добавить еще два: «наличие алкоголя в выдыхаемом воздухе, определяемое техническим средством индикации» и «положительные показания средства (экспресс-теста) обнаружения наркотических веществ в слюне».
Там добавили, что эти средства будут только индикаторами нарушения, они могут иметь разные принципы работы (бумажный наркотест, бесконтактный детектор алкоголя). При этом в обоих случаях для уточнения вида наркотика или количества спиртного будет проводиться дополнительная проверка более точными приборами или посредством лабораторных исследований. Так, если приборы или устройства укажут на наличие признаков опьянения, сотрудники ГИБДД предложат задержанному пройти уже полноценное освидетельствование. Имеется в виду проверка с помощью алкотестера или же медицинское освидетельствование в медучреждении.
Важно, что применение экспресс-теста необязательно. Водитель может от него отказаться — никаких правовых последствий не наступит. Однако в таком случае ему практически гарантированно придется пройти «классическую» процедуру под запись или с понятыми при помощи алкотестера или же в медучреждении. Решение об этом, по всей видимости, останется за инспектором.
Как ожидают в МВД, такой способ позволит инспекторам ГИБДД оперативно проводить предварительную проверку водителей транспортных средств, не ограничиваясь только органолептическими методами.
Также устройства должны помочь полицейским выявлять признаки опьянения в случаях, если они неочевидны. К примеру, как рассказывали сами сотрудники ГИБДД корреспонденту Autonews.ru во время рейдов по нетрезвым водителям, иногда определить, что автомобилист находится под действием наркотических средств, может оказаться труднее, чем в случае с ездой после употребления спиртного. Наркотическое опьянение нельзя проверить алкотестером, невозможно унюхать. А такой характерный для наркотического опьянения признак, как расширенные зрачки, может наблюдаться и просто из-за усталости.
«Поэтому часто вызвавших подозрение водителей приходится сразу везти на медосвидетельствование, — рассказал инспектор. — Это может занять несколько часов, а если идут спецмероприятия, можно просидеть в медучреждении до полуночи, потому что в один район разные экипажи могут привезти сразу несколько задержанных. После этого, даже если дежурство уже закончилось, а водитель окажется трезв, приходится по каждому писать отчеты — никто потраченное личное время не компенсирует, а автомобилиста еще надо довезти обратно до его машины».
Нетрезвое вождение остается серьезной проблемой на российских дорогах. По данным Госавтоинспекции, в прошлом году инспекторы выявили около 300 тыс. водителей в состоянии опьянения, из них порядка 20 тыс. — в наркотическом. Однако опрошенные Autonews.ru эксперты заявили, что предложенная методика обладает серьезными коррупционными рисками. Об этом, в частности, в своем отзыве на проект (имеется в распоряжении Autonews.ru) написал заместитель руководителя исполкома ОНФ Дмитрий Поликанов.
«Положительный результат экспресс-теста, который проводится по упрощенной процедуре, может стать отправной точкой в возникновении коррупционных отношений между водителем и недобросовестным инспектором ГИБДД, — считает Поликанов. — Известно, что на рынке возможно приобретение фальшивых тестов и специальных прошивок для алкотестеров, которые будут показывать как ложноотрицательный результат, так и ложноположительный».
Чтобы исключить такое развитие событий, эксперт предложил оформлять при проверке протоколы — но в таком случае сам принцип экспресс-теста уже теряет смысл. В свою очередь глава Федерации автовладельцев (ФАР) Максим Едрышов считает, что применение таких тестов оправданно только в случае проведения массовых спецмероприятий по проверке водителей: тогда они действительно могут проходить быстрее и эффективнее, при этом при повышенном контроле руководства. На таких условиях, по его словам, устройства применяют и во многих европейских странах. В противном случае эксперт также опасается, что водителям будут предлагать договориться, особенно в регионах.
«Можно настроить тест, чтобы зажглась нужная лампочка, для этого не нужно особенно разбираться в электрике, — рассуждает глава ФАР. — Водителя будут убеждать, что прибор показал алкоголь, водитель вспомнит, что накануне выпил бутылку пива, и не будет так уверен в себе. Поэтому экспресс-тест уместен, когда одновременно работает много экипажей, все друг у друга на виду. Но отдавать такой инструмент в глубинку инспектору ГИБДД нельзя».
Эксперт усомнился, что в Общественной палате документ успешно пройдет стадию обсуждения.
В свою очередь ранее первый зампред комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Вячеслав Лысаков уже указывал на «неоднозначность целесообразности применения таких экспресс-тестов». По его словам, с одной стороны, они необходимы, поскольку большое количество водителей находятся под воздействием наркотических, психотропных веществ. С другой стороны, есть определенные риски и сомнения, что это, возможно, будет использовано в коррупционных целях. Autonews.ru направил в ведомство запрос с просьбой разъяснить будущие нововведения.