Серьезное наказание понес автомобилист из Красноярского края, который решил устроить борьбу с треногами на дорогах и заодно с их операторами. Как рассказали в пресс-службе ГИБДД, все началось с того, что 33-летний житель Ачинска рано утром поссорился с супругой и, раздраженный, уехал из дома на своей Audi. На загородной дороге по пути в поселок Каменка он увидел на дороге спрятанную треногу. То, что устройство не обозначили на дороге при помощи дорожных знаков, а еще и поставили его максимально незаметно, окончательно вывело водителя из себя. Он резко затормозил, вышел из автомобиля и пнул по ней ногой. Женщину-оператора камеры, которая бросилась на защиту имущества, водитель ударил.
«В районе Каменки я вышел, пнул камеру ногой, одного раза хватило, она упала», — рассказал водитель в полиции уже после задержания.
После этого мужчина решил поехать обратно в Ачинск. На улице Льва Толстого ему снова попалась на пути тренога, которую охранял оператор, сидя в автомобиле ВАЗ-2111.
«Поехал обратно в город, там точно такая же стоит, тоже без каких-либо опознавательных знаков, просто спрятана в кустах, — дал показания задержанный автомобилист. — Начал бить камеру трубой, которая валялась в багажнике. Не помню, сколько раз по ней ударил, не меньше трех. Тогда на меня кинулся оператор, его ударил маленько, машину ударил, по руке попал. Потом еще маленько машину поправил, после чего уехал».
Сотрудники МО МВД России «Ачинский» задержали мужчину через несколько часов — им оказался ранее судимый Константин Козловский. Мужчина сразу во всем признался и раскаялся. За избиение женщины-оператора сотрудники полиции составили на задержанного протокол по ст. 6.1.1 КоАП «Нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в ст. 115 Уголовного кодекса».
На суде Козловский также раскаялся и попросил прощения у города и организаций за испорченное имущество. «Не знаю, что нашло, вспылил. Вред операторам причинил в каком-то порыве, не могу дать объяснение своим действиям, приношу извинения за то, что причинил вред и боль», — сказал он в своем последнем слове. В итоге за нанесение побоев он получил 14 суток административного ареста.
Однако это далеко не все, за что теперь придется отвечать вспыльчивому водителю. Так, сейчас решается вопрос о возбуждении уголовного дела по ст. 167 УК России «Умышленные уничтожение или повреждение чужого имущества». Пока сотрудники полиции устанавливают размер ущерба поврежденного имущества, скорее всего, сумма для потерпевших окажется значительной. Минимальное наказание для виновника в таком случае — штраф до 40 тыс. руб., а максимальное — лишение свободы на срок до двух лет.
Также водителю придется ответить перед владельцем камеры уже в рамках гражданского производства и компенсировать стоимость ремонта оборудования. При этом работы могут стоить агрессору очень дорого, поскольку цена подобного оборудования обычно составляет не менее миллиона рублей.
Это не первый громкий случай, когда недовольство треногами доводило водителей до агрессивного поведения на дороге. Летом 2019 года в Подмосковье задержали водителя SsangYong Kyron, который на огромной скорости сбил частную мобильную камеру.
Авария произошла в Электростали и попала в объектив видеорегистратора припаркованной на обочине машины. Уйти безнаказанным после своего поступка автомобилисту не удалось: владелец камеры позвонил в ГИБДД и нарушителя поймали, но после продолжительной погони. В полиции уточнили, что такой поступок подпадает под определение «порча имущества». Кроме ответственности за нарушение закона, автомобилисту пришлось возмещать ущерб.
О том, что претензии автомобилистов к отсутствию предупреждающих знаков безосновательны, напомнил в беседе с Autonews.ru глава Федерации автомобилистов России (ФАР) Максим Едрышов.
«Конечно, нельзя ломать камеры — как и за порчу любого другого имущества, это чревато уголовной ответственностью, их стоимость достигает иногда 2–3 млн рублей, — объяснил Едрышов. — А водителям напомню, что пока нет никаких обязательств ставить перед треногами предупреждающие знаки. Поправки об этом в ПДД пока не приняли, и никаких изменений на дорогах пока не произошло. Надеюсь, что это произойдет в ближайшее время. Такие изменения Госавтоинспекция уже подготовила, и они прошли стадию общественных обсуждений, но пока постановление правительство не подписало. Жаловаться бесполезно».
В свою очередь первый зампред комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Вячеслав Лысаков заявил Autonews.ru, что треноги с дороги нужно убирать и заменять их более точными комплексами, которые сейчас стали устанавливать на автомобили. Работа над этим сейчас ведется в Госдуме и в правительстве.
«Результаты измерений этих треног зависят от того, как их установили, — сказал Лысаков. — Дальше или ближе от дороги стоит тренога, под каким углом, не дует ли сильный ветер — в зависимости от этих параметров легко можно получить лишние +6-7 км/ч к реальной скорости. И обжаловать такие постановления невозможно, любой суд скажет, что устройство прошло сертификацию. А то, что работа устройства зависит от корректности установки, никого не волнует. В Московской области следить за такими треногами иногда поручают придорожным продавцам, которые сидят на обочинах в палатках. Треноги нужно ликвидировать как класс, а на смену им должны прийти профессиональные комплексы, с которыми работают профессионалы, а не физлица».
В конце июня 2019 года внимание на проблему с треногами обратил президент Владимир Путин. Он потребовал перестать специально прятать комплексы фиксации нарушений на опасных участках дорог. Он также призвал разработать возможность информировать автомобилистов о расположении каждой такой мобильной камеры. В итоге ГИБДД опубликовало карту, на которой можно увидеть расположение треног.
Карта расположения таких треног есть и отдельно для Подмосковья.
Можно узнать о расположении треног и с помощью «Яндекс.Навигатора». Он собирает данные о расположении всех видов камер из различных источников, в том числе от пользователей редактора «Яндекс.Карт» и водителей, отмечающих камеры в «Яндекс.Навигаторе». Если метку часто подтверждают, информация о ней дополнительно проверяется, после чего закрепляется на карте. Благодаря этому сервису известно примерно о 20 тыс. камер по всей стране.
При всем этом треноги постепенно уходят с российских дорог. Например, в Московской области на смену им пришли автомобили зеленого цвета с дорожными камерами прямо на крышах. Разработчики устройств рассказали об интересе со стороны других регионов. Особенно он возрос после того, как камеры нового типа похвалили в Госавтоинспекции.