По ленд-лизу в Советский Союз поставлялись не только боеприпасы, военная техника, лекарства и сырье, но и автомобили. В памяти сразу же всплывают легендарные «Студебекеры» и, наверное, самый узнаваемый внедорожник Второй мировой войны — Willys.
История внедорожника Willys началась в 1940 году, когда огонь мировой войны захватывал все новые и новые страны. США выступать в конфликт не торопились, но к боевым действиям активно готовились. По одной из легенд, именно тогда Пентагон распорядился создать маневренный внедорожник, который подходил бы как для разведки, так и для перемещения командного состава.
Выполнением армейского заказа на конкурсной основе занялись сразу три американские компании: American Bantam, Willys-Overland Motors и Ford. Но успех в этом деле сопутствовал именно небольшой фирме «Бантам», которая потратила на создание первого прототипа всего 49 дней. Внедорожник Bantam BRC 40 армейскому руководству понравился, однако большие сомнения у военных вызвали промышленные мощности компании из Пенсильвании. Тогда, по одной из версий, армейское командование просто передало необходимые чертежи и документацию «Виллису» и «Форду» для создания собственных внедорожников. Также есть мнение, что инженеры этих автомобильных гигантов участвовали в совместных испытаниях Bantam BRC 40 и просто скопировали ряд конструктивных особенностей этих машин.
Как бы то ни было, но вскоре «Виллис» выпускает свой внедорожник МА, а инженеры Ford показывают модель Pygmy. Стоит признать, что все три варианта автомобилей были почти идентичными и отличались лишь мелкими деталями. Контракт в итоге был подписан с Willys. А одним из ключевых факторов стала самая низкая себестоимость производства этой машины.
Что касается Bantam, то он все же решился выпустить BRC 40 партией в 2605 единиц. Внедорожники в армию США не поступили, но были отправлены союзникам по программе ленд-лиза. В 1941 году небольшая партия машин, получивших ласковое прозвище «бантик», оказались и в СССР. По утверждениям некоторых историков, на начальном этапе войны внедорожники активно использовались охраной Георгия Жукова, во время его перемещения по фронтам.
Сразу после улаживания необходимых формальностей Willys запускает на своем заводе производство модели Military серии В. Сборка машины стартовала в ноябре 1941 года, в это же время войска Вермахта уже подходили к Москве.
Автомобиль массой в 1020 кг вмещал четверых человек и при желании мог транспортировать легкое артиллерийское орудие. Внедорожник на основе лонжеронной рамы оснащался четырехцилиндровым бензиновым двигателем объемом 2,2 литра и трехступенчатой коробкой передач от легковой модели Overland. Мощность двигателя составляла 60 л. с., а максимальная скорость на хорошей дороге могла достигать 105 км в час. Отличительными особенностями внедорожника стало отсутствие дверей, тент вместо крыши, капот, откидывающийся на лобовое стекло, и особая конструкция фар, которая позволяла их снимать для подсветки во время ремонта автомобиля. До самого конца войны внедорожник регулярно модернизировали: у машины меняли радиатор, увеличивали объем топливного бака, а также устанавливали новые аккумуляторы и амортизаторы.
Достаточно быстро стало ясно, что самостоятельно Willys с заказом военного руководства страны не справляется. Помощи пришлось просить у конкурентов из Ford, которые охотно взялись за дело. Условие было одно: копии Willys должны сходить с их предприятия только с шильдиком детища Генри Форда. Так появилась модель Ford GP.
По одной из версий, аббревиатура GP означает government purchases, что переводится как «государственный заказ». По другой — GP расшифровывается как general purpose, что означает «общего назначения». Считается, что именно от букв «джи» и «пи» и происходит слово джип.
Летом 1942-го в рамках ленд-лиза автомобили Willys через порты Мурманска и Архангельска начали поступать в Советский Союз. Кстати, вместе с новенькими Willys MB американцы передали и практически всю партию версий MA, которые не пригодились американской армии. Всего до конца войны США поставили в СССР около 52 000 внедорожников. Большинство машин прибывали в порты в собранном виде. Кроме этого, доставлялись и машинокомплекты, которые собирались на специальных площадках в советских городах.
В Красной армии «Виллисы» использовались как командирские автомобили, а также в качестве тягачей для 45-миллиметровых противотанковых пушек и минометов. Часто внедорожник служил санитарной или связной машиной. Надо сказать, что ничего подобного у немцев не было.
Наиболее близким аналогом может считаться полноприводный Tempo G1200. Этот автомобиль оснащался двумя двухцилиндровыми моторами по 19 л. с., которые приводили в движение свою пару колес. Сверхпроводимый автомобиль использовался в качестве патрульной, разведывательной и штабной машины, однако широкого распространения в армии не получил.
Один из самых устойчивых мифов про автомобили «Виллис» связан с историей о неких кожаных плащах-пальто, которые якобы поставлялись с американскими машинами. По легенде, этот элемент одежды предназначался для шоферов, однако пользовался большой популярностью у командующего состава и чаще всего оказывался именно у него. Миф оказался очень живучим: дошло до того, что на каждой военной фотографии исследователям стали мерещиться именно эти пресловутые ленд-лизовские «кожпальто» для водителей.
Однако в эпоху интернета обнаружилось, что никаких упоминаний о плащах нет ни в руководстве к машине, ни, что самое главное, в паковочных листах на внедорожник. Это очень странно, потому что в этих документах американцы скрупулезно указывали каждый винтик присылаемого в СССР автомобиля. Поэтому мы искренне сомневаемся в достоверности истории о плащах для советских водителей.
«Виллисы» на фронте получали разные оценки. Участники войны отмечали хорошую проходимость внедорожников, а также легкость в ремонте. Одновременно в литературе встречаются жалобы на низкий ресурс машины и ее ненадежность.
Впрочем, удивляться этому не приходится — часто «американца» приходилось заправлять некачественным бензином, а в условиях войны внедорожник нередко использовался для перевозки или буксировки грузов, масса которых значительно превосходила установленные нормы. По мнению некоторых фронтовиков, по надежности «Виллис» уступал еще одному американскому внедорожнику — Dodge WC, который также поставлялся в СССР по ленд-лизу.
Наверное, самым известным обладателем внедорожника «Виллис» стал маршал Иван Степанович Конев. Вообще советский военачальник во время войны предпочитал передвигаться на отечественном ГАЗ-61-73. Однако во время знаменитой встречи на Эльбе американский генерал Брэдли подарил своему советскому коллеге «Виллис» с надписью на капоте: Commander in chief marshall Konev.
«По окончании церемонии вручения награды мы вышли вместе с Брэдли из особняка на свежий воздух. Я знал, что Брэдли собирается подарить мне на память «Виллис», доставленный из его ставки прямо на самолете. Со своей стороны, я тоже приготовил ему личный подарок — строевого коня, который следовал за мной всюду с лета 1943 года, когда я вступил в командование Степным фронтом», — вспоминал прославленный маршал.
В СССР после войны огромное количество военной техники отправилось в сельские хозяйства и другие предприятия страны. Отправки в глубинку не избежали и знаменитые «Виллисы». Например, американские внедорожники возили председателей колхозов и работников местной номенклатуры.
В США армейские подразделения продолжили использовать «Виллисы» и после войны. Однако новых внедорожников они практически не закупали — запаса машин со времени войны вполне хватало. Тогда компания Willys Overland решила приспособить свой внедорожник к выполнению гражданских функций. Такой автомобиль получил название CJ-2, а на специальной медной табличке красовалась надпись Jeep, но это уже совсем другая история.