Штрафовать автомобилистов за нарушение режима повышенной готовности и езду без пропусков на федеральном уровне предложили авторы новых поправок в КоАП. Проект изменений в документ уже внесли в Госдуму участники законодательного собрания Нижегородской области. Изменения предлагают прописать в 12-й «водительской» главе, дополнив ее новой статьей 12.38 «Управление транспортным средством с нарушением правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения».
Согласно предложениям депутатов, управление транспортным средством без разрешения, иного документа, установленного при введении режима повышенной готовности на той территории, где существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или же в зоне чрезвычайной ситуации, влечет предупреждение или штраф от 1000 до 5000 рублей. За повторный проступок предлагают штрафовать сразу на 5000 рублей.
Ожидается, что принятие таких поправок значительно упростит вынесение штрафов нарушителям режима повышенной готовности во всех регионах. К примеру, чтобы установить подобную ответственность в столице, Мосгордуме пришлось принять отдельные поправки в КоАП Москвы.
Чтобы еще больше упростить процедуру оформления штрафов, депутаты предлагают наделить полномочиями и полицейских. Сейчас в Москве такие постановления могут выносить только сотрудники Московской административной дорожной инспекции (МАДИ) — за езду без пропуска или же с пропуском, где не прописан номер автомобиля, автомобилистам приходят штрафы на 5000 рублей. Поправки также предполагают возможность использовать дорожные камеры для фиксации езды без пропусков.
Новый проект федерального закона направлен «на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае возникновения чрезвычайной ситуации».
«Одним из механизмов достижения указанной цели является обязанность граждан России выполнять правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации. Такие правила поведения в том числе могут быть связаны с передвижением граждан с использованием транспортных средств по территории России между регионами или между населенными пунктами в пределах субъектов», — говорится в документе.
Дополнения в водительскую часть предлагают внести «для повышения эффективности мероприятий, направленных на предотвращение возникновения чрезвычайной ситуации и ее последствий». Ожидается, что изменения позволят «более эффективно контролировать соблюдение правил поведения гражданами и позволят снизить негативные последствия чрезвычайной ситуации».
Новые ужесточения для автомобилистов ориентированы именно на текущую ситуацию, а не на возможные будущие катаклизмы. В этом уверен глава Федерации автомобилистов России (ФАР) Максим Едрышов.
«Это сделано, чтобы легализовать те штрафы, которые водители получают сейчас, — сказал Едрышов. — В случае если ответственность пропишут в КоАП, все встанет на свои места. Я уверен, что сейчас оформлять постановления за езду без пропусков в упрощенном режиме, то есть при помощи камер, как это прописано в ч. 3 ст. 28.6 КоАП, нет никаких оснований. Соответствующая статья в КоАП все решит», — сказал Едрышов Autonews.ru.
Глава ФАР признался, что на уровне регионов сейчас действительно нет действенной нормы, которая предполагает ответственность за подобные нарушения. При этом он усомнился, что предложенные изменения даже в случае поспешного принятия получится применять и в дальнейшем.
«Если в Москве дороги пустые, то в регионах сейчас действительно все живут своей жизнью, индекс самоизоляции очень низок. А на такие серьезные поправки в местное законодательство, как это сделала Москва, никто не решается. Поэтому, пожалуй, такой штраф мог бы сработать, — рассуждает Едрышов. — Скорее всего, все хотят отдать на откуп камерам. Тогда нарушители в первый раз будут получать штраф по минимальной шкале — это 1000 рублей, потому что предупреждения камеры не выписывают. А во второй это будет уже 5000 рублей. Все эти меры применимы только сейчас, не думаю, что в обозримом будущем опять возникнет подобная ситуация, когда понадобится вводить такое наказание».
Член рабочей группы ОНФ, эксперт в области фотовидеофиксации Григорий Шухман уверен, что технически реализовать и запустить систему отслеживания машин без пропусков во всех регионах довольно просто. По такому принципу, например, работает система «Платон» в случае с грузовыми машинами.
«Получаем базу разрешенных госномеров и проездов, сравниваем и получаем разницу, по которой выписываем штрафы, все просто, — сказал Шухман Autonews.ru. — Тут главный вопрос по синхронизации баз данных».
В свою очередь первый зампред комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Вячеслав Лысаков возмутился предложением о новом штрафе и заявил Autonews.ru, что приложит все усилия, чтобы его заблокировать.
«Зачем еще дополнительно штрафовать водителя от 1000 до 5000 рублей? Это просто удавка, которую хотят набросить на автомобилистов. Зачем так давить на психику и вводить тотальный контроль передвижений граждан России. Неужели они рассчитывают, что режим ЧС у нас теперь будут вводить каждые три месяца?» — заявил Лысаков.
Депутат считает совершенно ненужным создание дополнительного административного состава правонарушения в «водительской» 12-й главе КоАП и уверен, что нововведение лишь предлагает способ наказывать автомобилистов дважды.
«Уже есть две статьи КоАП, по которым сейчас можно наказать нарушителя. Исчерпывающие объяснения по ним дал Верховный суд. Первый случай. Если человека остановили, будь он пешком, на машине, на велосипеде, и окажется, что он был инфицирован, контактировал с инфицированными и сбежал из больницы, или не соблюдал режим самоизоляции, вернувшись из не рекомендованной для посещения страны. Тогда его можно привлечь по ч.2. ст.6.3 «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в период режима чрезвычайной ситуации». По ней суд может оштрафовать нарушителя на сумму от 15 тыс. до 40 тыс. рублей».
Второй случай, как разъяснил Лысаков, связан с ситуацией, когда гражданина остановили для проверки, а у него нет оформленного цифрового пропуска: «Не важно, пешком человек или на машине. Составляется протокол по ст. 20.6.1. «Невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения» — за это выписывается предупреждение или штраф от 1 тыс. до 30 тыс. рублей. Все, других ситуаций быть не может. Зачем наказывать водителя за то, что у него нет еще какого-то цифрового пропуска на автомобиль. Тем более как в таком случае установить нарушителя, ведь штраф получает собственник. А если за рулем был кто-то другой? Пусть останавливают вручную, проверяют, выписывают штраф по перечисленным статьям».
Напомним, что в Москве начиная с 22 апреля камеры сняли более 600 тыс. водителей без пропусков — власти заверили, что все они скоро получат постановления. О первых штрафах за нарушение режима самоизоляции и езду без пропусков водители уже сообщили.