В России около месяца действует режим самоизоляции, а для проезда на машине требуется оформлять цифровой пропуск. Карантинные меры властей максимально затрудняют перемещение автомобилистов, а те, кто все-таки решает выехать, сталкиваются с целым рядом трудностей, по сравнению с которыми закрытые кафе на заправках — сущая мелочь.
Система электронных пропусков в Москве заработала не без сбоев. В первые дни сотни тысяч пропусков были аннулированы якобы по причине недостоверных данных, также в разряд незаконных попали пропуска, оформленные индивидуальными предпринимателями. Власти признали ошибки и восстановили часть пропусков, но из-за этой неразберихи многие водители успели получить штрафы. При этом у сотрудников ГИБДД часто не получается проверить пропуска из-за технических проблем, а многие таксисты вовсе не научились это делать.
В Москве водители начали получать и постановления с камер, причем в соцсетях появились жалобы на штрафы даже при оформленных пропусках. Чаще всего это происходит из-за ошибок самих автомобилистов, но система никак не проверяет данные на этапе оформления, а об ошибке водитель узнает только из штрафного постановления. С конца мая к системе контроля пропусков присоединится еще 21 регион, и количество проблем или сбоев будет только расти.
Службы эвакуации в Москве и других городах не ушли на карантин и продолжают работать, а власти намерены и дальше увозить неправильно припаркованные машины. Как уточнили в столичном дептрансе, никаких изменений в работе службы эвакуации в Москве не планируется. Проблема в том, что поездка в ГИБДД и на штрафстоянку за автомобилем вынуждает нарушать режим самоизоляции и стоять в очередях, а ждать окончания карантина невозможно из-за платы за каждый день нахождения машины на стоянке.
Кроме того, на время карантина закрыты сервисные центры «Московский транспорт», в которых можно было получить разрешение забрать эвакуированный автомобиль. Сейчас получить разрешение на возврат автомобиля можно только в приемных на самих спецстоянках либо в отделении ГИБДД, если эвакуацию оформил сотрудник именно этого ведомства.
Во многих регионах дилерские центры уже начинают открываться, но в привычном формате шоурумы пока не работают. Заказать и оплатить автомобиль можно онлайн, а получить машину — либо по бесконтактной процедуре в том же дилерском центре, либо оформив доставку к подъезду. Этим требованиям удовлетворяют далеко не все продавцы.
«Передача автомобиля в текущих условиях осуществляется бесконтактно в дилерском центре или путем доставки покупателю с соблюдением всех санитарно-эпидемиологических норм. На данном этапе более 50 наших дилерских центров обеспечивают возможность онлайн-оплаты полной стоимости автомобиля и дистанционную выдачу, когда автомобиль к месту проживания клиента привозят на эвакуаторе», — рассказала Autonews.ru директор департамента продаж легковых автомобилей АО «Мерседес-Бенц РУС» Мария Морозова.
Если продажи автомобилей можно отправить в онлайн, то с обслуживанием и ремонтом дело обстоит не так хорошо. Многие сервисы закрылись, некоторые перешли на полулегальное положение, при котором клиент оставляет и забирает автомобиль на стоянке, а расплачивается переводом на банковскую карту. После того как ассоциация «Российские автомобильные дилеры» вместе с РСА попросила премьера Михаила Мишустина разрешить ремонт автомобилей и продажу запчастей, региональные власти получили право открывать сервисные центры при условии соблюдения санитарных мер.
«Через запрос под отдельный сервис можно получить разрешение на работу. Работать можно с соблюдением норм, прописанных в пунктах 9 и 10 указа номер 39. Также нужно подать форму численности сотрудников на предприятии», — рассказала Autonews.ru сооснователь сети автосервисов «Вилгуд» Барно Турсунова. Однако многие сервисы не могут обеспечить эти условия и либо не работают вовсе, либо осуществляют деятельность нелегально.
То же касается моек — те, где мойщик может контактировать с клиентом, работать не должны. Запрет не касается моек самообслуживания, на некоторых из которых даже появился режим дезинфекции автомобиля, а также перчатки и антисептики. А с заменой зимней резины на летнюю власти вообще рекомендовали повременить до окончания карантина, чтобы не создавать точек притяжения людей у мастерских.
В середине апреля в Москве, Санкт-Петербурге и Нижегородской области была приостановлена работа каршеринга из-за падения спроса и невозможности проконтролировать соблюдение санитарных мер. Запрет обернулся для операторов ежедневными убытками в размере около 30 млн руб., а суммарный объем потерь четырех крупнейших операторов, по подсчетам основателей BelkaCar, составил 1,3 млрд в месяц. Владимир Путин распорядился выделить 2,5 млрд на льготные лизинговые механизмы для операторов каршеринга, но пока компании не получили льгот.
Остановив работу, операторы переместили часть машин в другие города, а остальные были вынуждены поставить на прикол. Машины заняли парковки торговых центров и городские паркинги, оставив тем самым минимум места для остальных автомобилистов. В итоге припарковаться в Москве стало сложно даже на платных стоянках, а дворы плотно забиты машинами, поскольку люди сидят по домам. От полного коллапса город спасает только отъезд части иногородних водителей и тех, кто уехал изолироваться на дачи.
Во время карантина на дороги вернулись почти забытые пикеты ДПС, которые появляются в самых разнообразных местах на въездах в города, крупных развязках, сельских дорогах и дворах. Полицейских чаще всего интересуют цифровые пропуска, причем у всех, кто находится в автомобиле. Повальные проверки могут занимать много времени, особенно если у полицейских плохо работают смартфоны или им приходится вручную вбивать номера пропусков без QR-кода.
Помимо пропусков полиция обращает внимание и на все остальные нарушения, контролируя использование ремней безопасности, тонировку, наличие страховки и отсутствие очевидных неисправностей. Получить штраф за сравнительно небольшие нарушения сейчас гораздо проще, чем, например, месяцем ранее.