В Госдуме разгорелся спор по поводу штрафа за езду без пропуска в карантин — часть депутатов хочет поднять его на федеральный уровень, чтобы узаконить уже сложившийся в ряде регионов порядок, часть полагает, что новый закон просто будет дублировать уже существующие нормы. Не исключено, изменения все-таки примут наряду с рядом других законопроектов, которые давно ждут своего часа.
В период карантина в Москве действуют штрафы за отсутствие цифрового пропуска — владелец автомобиля, номер которого не прописан в базе пропусков, получит штраф в размере 5000 рублей. С 27 апреля эти нарушения начали фиксировать дорожные камеры в Москве, аналогичную систему обещали запустить и в Московской области.
В конце апреля столичную практику предложили распространить на всю страну. Представители заксобрания Нижегородской области внесли в Госдуму законопроект о дополнении КоАП штрафом за управление автомобилем без специального разрешения во время режима повышенной готовности или в зоне чрезвычайной ситуации. Размер федерального штрафа составит от 1000 руб., но при повторном нарушении будут брать уже 5000 руб.
Регионы давно пытаются узаконить штрафы за парковку на газонах, но пока они действуют только в Москве. Размер штрафа составляет 5000 руб. для физлиц и целых 300 000 руб., если автомобиль зарегистрирован на организацию. Большинство таких штрафов оформляется через приложение «Помощник Москвы», но часть наказаний удается оспорить в суде из-за несовершенства правовой базы.
Теперь столичную практику хотят расширить на всю страну, а в новом КоАП может появиться соответствующая статья. Скорее всего, первичный штраф для физлиц будет ниже московского, а 5000 руб. придется заплатить только за повторное нарушение. Организациям парковка на газоне обойдется в 35 000 рублей. Точно такие же санкции применят к тем, кто оставляет машины на детских и спортивных площадках.
Такие же штрафы в размере до 5000 руб. введут за мойку автомобилей в неразрешенных местах, что тоже будет попадать в категорию нарушений, связанных с нанесением ущерба городской среде. Эти штрафы могут устанавливать местные органы власти, однако сами наказания невелики, а контроль за соблюдением норм фактически не осуществляется.
Сейчас за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения могут оштрафовать на смешную сумму от 100 до 500 рублей. В Москве наказание составляет уже от 1000 до 3000 руб., в Санкт-Петербурге — до 5000 рублей. Более серьезный штраф предусмотрен за мойку машины у водоема — от 3000 до 5000 рублей.
Еще одна «экологическая» статья будет касаться брошенных автомобилей, к собственникам которых сейчас нельзя применить никаких санкций. Власти могут направить предписание убрать автохлам, но обязать владельца сделать это за свой счет невозможно. Обычно такие автомобили сначала попадают на спецстоянки, а потом признаются судом бесхозными и утилизируются.
Готовящиеся поправки в КоАП дадут властям право штрафовать владельца автохлама за бездействие, если он никак не реагирует на предписания. Сумма штрафа для физических лиц составит те же 5000 руб. — чуть больше стоимости физической утилизации автомобиля. Штраф для организаций будет выше — 35 000 рублей.
Министерство юстиции выступило с предложением ввести наказание за неисправные автомобильные сигнализации, которые беспокоят граждан ложными срабатываниями. В российском КоАП уже прописана ответственность за нарушение режима тишины в ночное время, и именно эту статью предлагается дополнить упоминанием автомобильных охранных систем.
Кроме того, в КоАП планируется добавить формулировку о бездействии граждан по устранению источника шума. Таким образом, накажут не тех, у кого сигнализация сработала один раз, а тех, у кого она шумит постоянно. Размер штрафа составит от 1000 до 2000 рублей.
Новые модификации дорожных камер «Стрелка», которые проходят испытания в Москве, умеют анализировать изображения и фиксировать факт разговора водителя по мобильному телефону. Пока эти устройства проходят тестирование и обучают нейросети, но после того, как технология будет отработана, камеры действительно начнут выписывать штрафы.
Сейчас штраф за использование телефона за рулем составляет 1500 руб., но в Госдуме уже лежит законопроект об увеличении наказания до 5000 рублей. Причем постановление в любом случае будет приходить собственнику транспортного средства, даже если за рулем сидел и разговаривал по телефону другой водитель.
Еще в конце прошлого года правительство дало зеленый свет законопроекту о штрафе за неоплату проезда по платной дороге по аналогии со штрафами за неоплаченную парковку. Такой закон потребовался для того, чтобы обеспечить проезд без остановки у пунктов оплаты дороги в режиме так называемого свободного потока, когда деньги не вносятся в кассу, а автоматически списываются с транспондера автомобиля.
Штраф за неоплату проезда составит 2500 руб. для водителей легковых машин и 5000 руб. — для грузовиков. Сейчас единственным способом обеспечить оплату проезда являются шлагбаумы, а средством взимания хоть каких-нибудь штрафов — установленные у шлагбаумов светофоры.
Многострадальный проект штрафа за опасное вождение в этом году все-таки должен быть реализован в новом КоАП, но может быть немного модернизирован. В частности, могут быть разделены понятия опасного и агрессивного вождения в соответствии со степенью опасности для окружающих.
Как и планировалось, за неадекватное поведение на дороге водителей будут наказывать на 5000 руб., но только за действительно опасные действия. Агрессивное вождение без последствий для окружающих могут обозначить отдельной статьей с менее суровыми штрафами.